Не проходит и дня без подтверждения того, что смешение администрацией Буша сил, угрожающих терроризмом и оружием массового поражения, в одну кучу - так называемую "ось зла" - стало настоящим бедствием. Оккупация Соединенными Штатами Ирака привела к распространению жестокого движения джихада (вы только почитайте последний аналитический доклад национальной разведки). Точно так же, Америка пока ничем не подтверждает свой лишь с виду жесткий подход к проблеме распространения ядерного оружия. Иранские религиозно-государственные деятели по-прежнему демонстрируют уверенность в себе и непокорность. А теперь и гипер-параноидальный режим сталинского типа в Северной Корее угрожает проведением испытаний ядерного боеприпаса. Возникает момент потенциально высокой опасности.

Никто доподлинно не знает, насколько близко Пхеньян подошел к реальному созданию ядерного оружия. Из Северной Кореи звучит больше бахвальства, нежели реальных подтверждений реализации ядерной программы. Три месяца назад Ким Чен Ир (Kim Jong Il) поднял ставки в этой игре, проведя пробные пуски нескольких ракет, способных доставлять ядерное оружие к цели. Среди них была и межконтинентальная ракета "Тепходон-2", бесславно упавшая в Японское море. Этот фейерверк с межконтинентальными петардами стал лишь неудачной попыткой саморекламы, но последствия неудачного испытания ядерного оружия трудно даже представить.

Не менее высоки и стратегические ставки. Вооруженная ядерной бомбой Северная Корея легко может спровоцировать Японию, которая уже пересматривает свою послевоенную политику в сфере обороны, все это время находившуюся на коротком поводке, и тоже демонстрирует стремление заполучить бомбу. Это способно вызвать серьезные последствия для и без того натянутых отношений Японии и Китая. Это также может привести к дестабилизации целого региона, где в качестве противовеса Китаю появляется ядерная Индия, которой всячески подмигивают и одобрительно кивают Соединенные Штаты Америки.

После десяти лет шестисторонних переговоров с Пхеньяном (с участием Китая, Японии, России и Южной Кореи) Вашингтон со скепсисом относится к дипломатическим усилиям, что вполне понятно. Но часть проблемы - как здесь, так и на Ближнем Востоке - состоит в том, что администрация Буша обращается к дипломатии лишь как к самому последнему средству, исчерпав почти весь свой воинственный политический капитал. Возможно, сегодня лишь Китай обладает политическими средствами, способными убедить Северную Корею отказаться от ядерных испытаний.

Если Китай хочет, чтобы его воспринимали как мировую державу, ему самое время взять на себя функции державы региональной. Уже не осталось никаких возможностей для умиротворения Ким Чен Ира. Пекин поставляет в Северную Корею большую часть необходимого ей продовольствия и топлива. Совершенно ясно, что заблокировать эти поставки - значит, как показывает опыт, нажать на ядерную кнопку. Но Китай, вне всяких сомнений, может использовать этот рычаг, чтобы добиться чего-то большего, нежели простая сдержанность.

Если Китай в северокорейском вопросе будет действовать в унисон с США и их союзниками, то он (наряду с Россией) обеспечит более гибкое отношение Вашингтона к Ирану. США в настоящее время стремятся привести к краху не дающие результатов переговоры с Тегераном под эгидой ЕС, чтобы создать тем самым достойную прелюдию к санкциям ООН.

Но в обмен на то, что Иран умерит свои амбиции в сфере обогащения урана до уровня, на котором будет обеспечена безопасность на основе проверок, Соединенным Штатам тоже придется предложить Тегерану гарантии безопасности. И это должны быть такие гарантии, с помощью которых со временем удастся уговорить и Ким Чен Ира слезть со своей колокольни.

____________________________________________________________

Как справиться с господином Кимом ("The Times", Великобритания)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.