Стоит въехать в тихий сонный городок Вотице в 50 км от Праги, как сразу становится понятно, какое именно предприятие является тут главным. Надпись Sitronics на местном 'небоскребе' - шестиэтажном панельном доме не оставляет никаких сомнений в том, что российская компания, дочернее предприятие АФК 'Система' тут обосновалось прочно. Трудно, пожалуй, найти более подходящее место для компании, владельцами которой являются россияне. Непривычные в Чехии березы, окружившие шоссе, кажутся невероятно русскими. Да и всю эту область называют 'Чешская Сибирь'.

Впрочем, завод в Вотицах, который принадлежит компании Strom Telecom, как и сама компания, лишены каких-то бы то ни было ярко выраженных национальных особенностей. Общение людей в многонациональном коллективе привело к созданию особого языка, которые сотрудники Strom Telecom между собой в шутку называют 'стромовский'. 'Базовым языком является чешский, но если в работе часто используется какой-то русский термин, то мы его не переводим, говорим по-русски, и все друг друга понимают. То же самое и с английскими терминами, - поясняет Якуб Вит, менеджер отделения по связям с общественностью. - В компании, где работают люди 22 народностей, иначе быть не может'.

Подальше от войны

Strom Telecom создали беженцы из Югославии, обосновавшиеся в Чехии. И пока в бывшей Югославии шла война, представители воевавших на Балканах народов развивали совместный бизнес. Специалисты по коммуникационным технологиям боснийский мусульманин Нихад Хурем, серб Миодраг Шкрбич и хорват Мирко Елчич начали бизнес в Германии, но потом переместились в Чехию. Здесь они создали совместное предприятие с хорошо известной в России компанией Tesla, выпускавшей телефоны и системы связи. Базой для нового предприятия, в котором объединились идеи выходцев из Югославии и производственный опыт чешской компании, стал завод в Вотицах, принадлежавший Tesla.

Очень скоро Strom Telecom получил свой первый заказ от тогдашнего монополиста на чешском рынке коммуникаций Czech Telecom.

Подлинный прорыв для Strom Telecom произошел в 1995 г., когда компания, не без помощи прежних связей Tesla, стала поставщиком для МГТС. В 1999 г. владельцы Strom Telecom продали контрольный пакет акций предприятия российскому холдингу АФК 'Система'. Через 3 года этот пакет перешел дочернему предприятию 'Системы' - корпорации 'Ситроникс'.

Склады в Вотицах обычно остаются полупустыми. 'Мы работаем на довольно узком направлении и стремимся отправлять нашим заказчикам продукцию точно в срок', - поясняет директор завода в Вотицах Берислав Чупич.

Стремительное развитие технологий привело к тому, что штат предприятия сократился с более чем тысячи сотрудников, до 240. Практически все операции механизированы, люди на заводе выполняют, по большей части, функции обслуживания конвейеров, на которых роботы изготавливают платы для коммуникационных систем.

Основная творческая работа и разработка новых технологий вынесены в два пражских офиса Strom Telecom. Главный расположен в так называемой 'Пражской Силиконовой долине' - районе, где обосновались чешские офисы международных IT-компаний. Развитию технологий Strom Telecom уделяет особое внимание. Более 60% сотрудников компании работают в сфере разработки. Компания активно сотрудничает с Карловым университетом, вузами Санкт-Петербурга, исследовательским центром при Новосибирском государственном университете.

Все во имя заказчика

Самое популярное сейчас слово в Strom Telecom - конвергенция. О ней взахлеб рассказывают и специалисты из Новосибирска, приехавшие в пражский офис в командировку, и исполнительный директор Strom Telecom чех Игорь Гулак, и сотрудник отдела по связям с общественностью босниец Азиз Яхич. Конвергенция дает возможность соединять мобильные и стационарные сети, объединять для удобства клиента расчеты по различным системам мобильной связи - абонентской и предоплаченной, а также разделять оплату услуг для одного мобильного телефона.

'Это позволяет, к примеру, работодателю разделить счета за мобильную связь на те, которые он компенсирует своему сотруднику, и те, которые оплачивает сам сотрудник, - говорит Якуб Вит. - Скажем, работодатель компенсирует звонки в рамках страны и рассылку СМС - сообщений, а международные разговоры оплачивает сам сотрудник'.

Сейчас Strom Telecom стремится как можно шире представить новые услуги. Разработанная сотрудниками компании биллинговая система учета стоимости мобильных разговоров может быть с успехом применена, к примеру, для расчетов в коммунальном хозяйстве.

Игорь Гулак подчеркивает, что принципиально важным остается расширение оказываемых клиентам услуг: 'Внутрикорпоративные сети некоторых наших клиентов примерно так же сложны, как сети телекоммуникационных операторов. Это привлекательно для нас, посмотрим, до какой степени мы сумеем стать успешными на этом очень интересном рынке'.

Торговый знак Strom Telecom уже хорошо известен в Восточной Европе. 'Сейчас наша задача - проникнуть на новые рынки, - говорит Игорь Гулак. - В первую очередь, речь идет об Азии и Латинской Америке. В сентября компания открыла свой офис в Дубаи, на рынке, который мы считаем весьма перспективным'.

Материал опубликован в пилотном номере газеты 'Пражский телеграф'

_______________________________________________________

Игорь Гулак: 'Развитие не остановить!' ("Пражский телеграф", Чехия)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.