Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Коалиция подневольных

Весь свой первый срок кое-кто провел, разбрасываясь друзьями и распевая победные мантры о 'коалиции смелых'... Что и требовалось доказать

Коалиция подневольных picture
Коалиция подневольных picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Ираке у США проблем и так не оберешься, и если правительство уже начало добывать солдат, скребя по сусекам Молдовы и Македонии, махать саблей в сторону Ирана надо очень, очень осторожно

Докатились. Один из высших чиновников Пентагона весь октябрь без лишнего шума колесил по самым маленьким столицам стран Европы и Евразии, наскребая по сусекам солдат для Ирака и Афганистана.

Список городов читается не как геостратегический сценарий, а скорее как контрольная по географии. В последние недели Дебре Каган (Debra Cagan), заместителю помощника министра обороны по формированию коалиции, пришлось съездить и в Тирану, и в Скопье, и в Кишинев, и в Астану, и в другие центры мировой экономики и политики.

В Кишиневе, например (угадали, это столица Молдовы), Каган потребовались саперы в Ирак. При том, что сегодня у Молдовы одиннадцать - нет, глаза Вас не обманывают - одиннадцать человек, способных нейтрализовать взрывные устройства.

В самом центре Тираны, весь 20-й век прослужившей площадкой безумного коммунистического эксперимента, а сегодня отчаянно нуждающейся в американских деньгах, Каган пыталась заставить албанцев послать в Ирак еще солдат дополнительно к тем 120, что уже там. Албания рассматривает возможность увеличения контингента на 125-150 человек. Что касается ее остановок в македонской столице Скопье и казахской Астане, никаких сообщений о результатах не поступало. Пока что у Македонии в Ираке 40 солдат; казахская армия выделила 27 военных инженеров.

Также Каган заехала на Украину, где действительно могут помочь с Ираком, и в Чехию, у которой в Ираке уже 100 солдат, и ей обещают помочь военной техникой.

Сама Каган отказалась комментировать итоги своей поездки; в электронной переписке представитель Пентагона подполковник Альмара Белк (Almarah Belk) заявила: 'Обсуждать существо указанной командировки либо итоги и результаты отработки повестки дня с представителями различных государств преждевременно'.

Может быть, может быть. Но, как бы там ни было, самое время сказать, что существо указанной командировки попахивает отчаянием. Понятно, что чем больше флагов будут в гости к нам в Ираке, тем больше оснований говорить о том, что там имеет место 'коалиция', в которой 168 тысяч американских солдат уже составляют 94 процента личного состава, а следующая по количеству своих людей в Ираке страна, Великобритания, в следующем году планирует сократить свой контингент до 2500 человек. Казалось бы, что за дикость - две недели гонять не последнего человека в Пентагоне по разным континентам в попытках заставить и без того бедные страны послать в Ирак еще пару взводов. Но если учитывать приведенные выше цифры - никакой дикости, одна сплошная реальность седьмого года правления Буша: у нас больше нет сил.

Для великой державы Соединенные Штаты достигли в Ираке высшей степени изоляции. Что неудивительно, если вспомнить, что весь свой первый срок кое-кто провел, разбрасываясь друзьями и распевая победные мантры о 'коалиции смелых', которые во время второго срока так и не были закреплены проснувшейся наконец дипломатией. Что и требовалось доказать.

Я не знаю Дебру Каган лично, и понятно, что со мной разговаривать она не станет, но кое-что о ней все же известно - например, то, что по складу характера она скорее соответствует грубому Рамсфелду, чем тонкому Роберту Гейтсу (Robert Gates), занявшему после него кресло министра обороны. Что касается ее поездки, то ее достаточно резко обсуждали еще на военно-политической конференции НАТО, состоявшейся в Брюсселе 19-20 сентября, и, как написал мне после этого один из членов американской миссии в штаб-квартире НАТО, дипломаты уже начали искать 'способы минимизировать ущерб, который после нее наверняка останется'.

О принципах, которых Каган придерживается в разговоре с союзниками, мой корреспондент написал: 'Представь себе Джона Болтона (John Bolton), подсевшего на стероиды'.

В Пентагоне о Каган говорят, что она очень хорошо зарекомендовала себя во время переговоров о создании военных баз в Центральной Азии в целях борьбы с терроризмом, а также считается специалистом по формированию международных контингентов войск. В ее биографии написано: 'внесла значительный вклад в трансформацию вооруженных сил НАТО, в придание им быстроты, гибкости реагирования и новых экспедиционных возможностей'. Даже те, кому она не нравится, признают: она дает результат.

Однако первый тревожный звонок прозвучал еще за неделю до памятной брюссельской конференции - после ее встречи в Вашингтоне с шестеркой британских законодателей, состоявшейся 11 сентября. Депутатам парламента сообщили, что диалог с Тегераном идет трудно, и в свете этого сокращение британского контингента на юге Ирака нежелательно для США, так как эта перспектива может укрепить позиции Ирана.

Согласно сообщениям британской прессы, Каган при этом позволила себе такие высказывания, свидетельствующие о ее ненависти к иранцам, что после брифинга в Национальном совете по делам иранцев американского происхождения (National Iranian American Council), членами которого состоят около миллиона человек, был официально поставлен вопрос о ее исключении из этой организации.

Пентагон заявил, что никаких страшных выражений не было. Что касается присутствовавших на брифинге депутатов, то член Социал-демократической и трудовой партии Аласдер Макдоннел (Alasdair McDonnell) сказал мне: 'Я не буду ни подтверждать, ни опровергать, что она это сказала, а то еще, чего доброго, получу ядерный удар среди ночи. Она - не тот человек, с кем я хотел бы вступать в перепалку'. Консерватор Бернард Дженкин (Bernard Jenkin) заметил: 'Каган очень прямой человек, и если твои политические позиции таковы, что она тебя достанет, она это сделает'. Но у него, видимо, с политическими позициями все в порядке.

В формулировке подполковника Белк, на брифинге Каган подчеркнула 'позицию Администрации Соединенных Штатов, состоящую в том, что опрометчивый вывод войск Соединенного Королевства из Ирака может привести к потере некоторых завоеванных позиций и к усилению Ирана'.

Не знаю, в каких конкретно выражениях это было сказано, но мне кажется, что и без этого достаточно ясно: если правительство США уже начало добывать солдат, скребя по сусекам Молдовы и Македонии, махать саблей в сторону Ирана надо очень, очень осторожно.

В Ираке у США проблем и так не оберешься, что Гейтсу прекрасно известно. Известно это и главному человеку в Госдепартаменте по Ирану, Николасу Бернсу (R. Nicholas Burns). Поэтому мне представляется, что разговоры о войне с Ираном сильно преувеличены - даже если коалицию пытаются сколотить такие известные колотильщики, как Дебра Каган.

______________________________________

В США Ирак превратился в орудие внутриполитической борьбы ("The Financial Times", Великобритания)

С мыслью о России грузинская армия разминается в Ираке ("The New York Times", США)

Турция и США на пути к столкновению ("The Financial Times", Великобритания)