Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Увядшая роза

Сегодняшним демонстрантам пришлось гораздо хуже, чем в свое время самому Саакашвили, когда он вывел людей на улицы свергать Эдуарда Шеварднадзе

Увядшая роза picture
Увядшая роза picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Причиной самого крупного политического кризиса за все время своего пребывания у власти Саакашвили назвал Россию. Но Россия в этой роли выступает у него постоянно, и на этот раз ни НАТО, ни ЕС, куда Грузия активно стремится вступить, ему не поверили

Четыре года назад постсоветский режим в Грузии пал под нажимом массовых народных выступлений, на волне которых к власти пришел молодой юрист, получивший образование в Америке. А сегодня Михаилу Саакашвили приходится уже самому испытать точно такие же проявления народного гнева.

Сегодняшним демонстрантам, надо сказать, пришлось гораздо хуже, чем в свое время самому Саакашвили, когда он вывел людей на улицы свергать Эдуарда Шеварднадзе. Полиция травила демонстрантов слезоточивым газом, избивала дубинками, расстреливала резиновыми пулями и разгоняла водометами. Избиениям подверглось множество журналистов, было насильно прекращено вещание двух телеканалов, в стране введено чрезвычайное положение. Такое впечатление, что с 'революции роз' начинают опадать лепестки.

Причиной самого крупного политического кризиса за все время своего пребывания у власти Саакашвили назвал Россию. Но Россия в этой роли выступает у него постоянно, и на этот раз ни НАТО, ни ЕС (Грузия активно стремится к вступлению в обе эти организации) Саакашвили не поверили. Генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер (Jaap de Hoop Scheffer) уже заявил, что введение чрезвычайного положения 'не вписывается в евроатлантические ценности'. Франция и Еврокомиссия назвали неприемлемым нападение властей на СМИ.

Москва, действительно, вполне может быть заинтересована в разжигании недовольства в нестабильном горном кавказском государстве, в особенности потому, что президент Грузии - один из самых непримиримых противников быстро набирающей силу и уверенность России. Москва не скрываясь поддерживает самопровозглашенные республики Абхазию и Южную Осетию на территории Грузии - хотя находящиеся в Абхазии российские войска официально имеют статус миротворцев. Между двумя странами постоянно происходит 'обмен' высылаемыми дипломатами. К тому же, Россия прервала с Тбилиси всякое воздушное и торговое сообщение, а также выдворила из своей столицы многих граждан Грузии.

Но все это еще не означает, что источник нынешних проблем Саакашвили - не внутри страны. Немало толков вызвало, например, то, что Ираклий Окруашвили, бывший министр обороны и некогда один из самых близких к Саакашвили людей, вдруг превратился в его противника. Он обвинил президента в коррупции и попытке 'заказать' ему убийство политического противника, а два дня спустя был арестован и обвинен в коррупции сам. Окруашвили взял свои слова назад, после чего его выпустили под залог, но он бежал из страны и из-за рубежа возобновил нападки на президента. А бывший министр, мягко говоря, не из тех, кого можно назвать пророссийской фигурой: он тесно связан с одним из деловых партнеров Бориса Березовского, который живет в Лондоне, поскольку в России его объявили в розыск и хотят судить.

Вчера вечером Саакашвили пошел на попятный и объявил о переносе даты президентских выборов на январь. Это значит, что те, кто обвиняет его в ползучем авторитаризме, арестах политических противников и незаконной конфискации собственности, теперь смогут выразить свой протест в официальной форме. Но для Запада этот эпизод означает и еще одну вещь: на Кавказе нужно проявлять большую осмотрительность. Самое малое, что можно и нужно сделать - установить плотное наблюдение за предстоящими выборами.

___________________________

Увядшие розы Тбилиси ("Le Monde", Франция)

Американцы поощряют худшие наклонности Саакашвили ("The National Interest", США)

Конец 'революции роз': грузинский спецназ разгоняет демонстрантов ("The Times", Великобритания)