Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружила и перевела наш читатель ursa, за что мы ей крайне признательны

__________________________________________________

Блог Mohort

Пятничное 'Мы все забыли' Рафала А. Земкевича является, может быть, важнейшим текстом в его жизни. Не потому, что автор, со свойственной ему неумолимой логикой обнажил низость и глупость до сих пор бытовавшего подхода польской элиты к вопросу увековечивания трагедии Кресов. Не потому, что бескомпромиссно назвал зло злом, а геноцид геноцидом. Не потому, что в своей статье обнаружил такое знание темы, какого не найдешь среди его коллег по перу. Не потому, что напомнил о постоянно замалчиваемой годовщине. Потому что во влиятельных СМИ он, кажется, сделал это... первым.

Насколько я помню, польские СМИ не любили касаться темы геноцида, совершенного националистами из ОУН и УПА, а если и писали, то невнятно, типа 'проливалась кровь побратимов, а виноваты и те, и эти'. Любая попытка сказать правду или возродить память о том преступлении кончалась бешеной атакой, обычно со стороны 'Газеты Выборчей'. Это она специализировалась в статьях с названиями 'Памятник ненависти', 'Примирение под угрозой' или 'Украинцы оскорблены', собирала подписи против создания памятника замученных 'кресовиков', доходила даже до защиты украинских эсэсовцев из SS-Galizien. Неслучайно фундаментальный 'Геноцид' Семашко, труд основополагающий в этом вопросе в Польше, не дождался рецензии в газете Михника. Зато дождался пасквиля Славомира Сераковского, певца коммунизма, человека, подвергающего сомнению организацию Голодомора, под характерным названием 'Мы хотим другой истории' (GW N 135 от 11.06.2003).

Но объяснять лживость и молчание элиты влиянием 'Газеты Выборчей' было бы слишком просто. Хотя бы потому, что подобные взгляды существовали до того, как появилась GW. Скажу больше, его невозможно объяснить, и даже мне, неплохо знающему истоки вопроса, явление это кажется чем-то таинственным, магическим, каким-то колдовством. Обширную статью на эту тему написала доктор Люцина Кулиньская, однако, и она не исчерпала темы. Смею утверждать, что это явление, которое нуждается в своем исследователе. Исследователе, которому придется вгрызаться в фобии, комплексы и стереотипы, бытующие в определенных кругах и даже в отдельных личностях. А что должны сказать простые крестьяне, главные жертвы этого геноцида, не способные понять равнодушия Польши (не говоря уж о мире) к одному из самых многочисленных и жестоких геноцидов XX века, узнав о том, что они сами виноваты, ибо были 'оккупантами Украины', и, словно этого мало, их палачам ставят сегодня памятники? Просто жалуются, что их создал 'худший Бог'.

Независимо от причин, удалось загнать всех, кто говорил правду об этом геноциде, в гетто национал-радикалов, фанатиков, как выразился RAZ, и вытеснить эту трагедию из национального сознания. Как писал свидетель, аковец Анджей Жупаньский, в начале 90-х никто не хотел с ним разговаривать о доказательствах, им собранных, воспринимая их как недостоверные, субъективные и антиукраинские. Нам говорили, особенно политические партии, к которым мы обращались, что это проблема историков. Но ни один институт не собирался заняться этим белым пятном.

Не интересовались этой темой ни телевидение, ни кинематография. Сценарий Мад Дога 'Цисна-47' (Цисна - деревня в Бещадах, в 1946 году ее жители пострадали при нападении отряда УПА, прим. перев.), который похвалил сам Зыгмунт Калужиньский, оставил равнодушными кинематографистов. Они не верили, что такое могло произойти в действительности. Кажется, что в свободной стране возникла 'подпольная пресса', занимающаяся поисками правды о преступлениях на Кресах. С одной стороны, семинары 'Польша-Украина', противоречивые, мало результативные, но нужные хотя бы по той причине, что они обратили внимание украинских историков на существование проблемы, с другой стороны, кресовские организации и связанные с ними историки-любители, совершающие то, что не в состоянии сделать профессиональные историки. А в официальной прессе - глухая тишина или недоговорки, манипуляции и даже ложь.

Конец гегемонии 'Газеты Выборчей' на информационном рынке и связанный с ним упадок значения 'салона', развитие Интернета и - last but not least - трудные попытки независимых историков пробиться с правдой о Волыни и Восточной Галиции привели к тому, что, в конце концов, журналист мейнстримовой газеты, не опасаясь остракизма, отважился сказать о проблеме ясно и определенно, бросить в лицо карьеристам и манипуляторам правду о еще одном 'семейном позоре'.

Спасибо Вам, пан Рафал!

____________________________________________

Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - ursa

Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей

__________________________________________

Сложно верить полякам, когда они заявляют, что в вопросе Катыни их интересует только правда ("Rzeczpospolita", Польша)

Украинские сердца под чужими мундирами ("Галичина", Украина)

Стоило ли сотрудничать с Третьим Рейхом? ("Le Monde diplomatique", Франция)