Спустя три года после "оранжевой революции" украинские лидеры также далеки от создания политически стабильной ситуации, как и раньше. Президент Виктор Ющенко, премьер-министр Юлия Тимошенко и лидер оппозиции Виктор Янукович практически каждый день будоражат политическую ситуацию в Киеве, ведя разговоры о новой конституции, роспусках парламента и досрочных выборах.

Вместе с тем, несмотря на раскол в политической элите, в стране наблюдается беспрецедентный рост экономики, увеличивается приток инвестиций, повышаются зарплаты, начинает уменьшаться безработица.

Хотя все эти перемены не оказали какого-либо серьезного влияния на геополитическое положение Украины, власть, установившаяся в стране после 2004 года, смогла добиться вступления Украины во Всемирную торговую организацию, ей было пообещано скорое начало переговоров о заключении соглашения о свободной торговле с Европейским Союзом, также она получила невнятное обещание членства в НАТО в будущем. Россия повысила цены на газ и усилила свою антиукраинскую риторику, однако оказалась не в состоянии остановить движение Украины в сторону Запада.

Для прозападных г-на Ющенко и г-жи Тимошенко все это является неоспоримым достижением. Для пророссийских сторонников г-на Януковича ситуация видится в менее радужном свете. Однако они тоже довольны экономическим ростом и поддерживают вступление страны в ВТО и сближение с Евросоюзом - хотя к вопросу членства в НАТО они относятся совершенно по-другому.

Многие украинцы вообще перестали обращать внимание на политику и ждать чего-либо от своих лидеров. Как отметил президент киевского Евроатлантического университета Олег Рыбачук: "К нашей стране хорошо относятся в мире. Однако ее нынешние руководители получили вотум недоверия".

Справедливости ради нужно сказать, что нельзя возлагать всю вину за отсутствие политической стабильности на лидеров Украины. Они работают в рамках системы, созданной во время "оранжевой революции", в которой имеется много встроенных политических и правовых противоречий. Г-н Ющенко одержал победу в оспоренных президентских выборах 2004 года с довольно небольшим преимуществом. Его поддержали в западных и центральных регионах страны, однако жители русскоговорящих восточных областей, поддерживающие г-на Януковича, выступили против него. Затем в "оранжевой коалиции", в которую входили г-н Ющенко и г-жа Тимошенко, произошел раскол, из-за чего президент стал в значительно большей степени уязвим перед политическими нападками.

По соглашению, заключенному в 2004 году для разрешения возникшего во время выборов конфликта, президент уступил большую часть своих полномочий парламенту, однако не настолько большую, чтобы Украина превратилась в парламентскую демократию. О полномочиях президента, правительства и парламента постоянно ведутся споры.

Четыре смены правительства и дважды проведенные парламентские выборы не смогли прояснить обстановку. Теперь г-н Ющенко проталкивает идею конституционной реформы, чтобы вернуть некоторые из утраченных президентских полномочий, а г-жа Тимошенко и г-н Янукович хотя двигаться в противоположном направлении и усиливать полномочия парламента. Григорий Немиря, заместитель премьер-министра по европейской и международной интеграции, говорит: "Все страны Восточной и Центральной Европы, добившиеся наибольших успехов, приняли парламентскую систему. Альтернативным вариантом на постсоветском пространстве является суперпрезидентская система. Важно, чтобы Украина смогла избежать этого искушения".

На проведенной 24 апреля пресс-конференции г-н Ющенко сказал, что он в принципе не против чисто парламентской республики, однако отметил при этом, что Украина пока к ней не готова. Он назвал парламент, в котором многие законодатели действуют в качестве агентов влияния различных олигархов, "нестабильным институтом". Мотивы, определяющие политику в парламенте, отличаются от "ваших или наших", сказал он.

Чем закончится этот спор - предсказать невозможно. Можно говорить лишь о том, что следующие президентские выборы, которые должны состояться в начале 2010 года, уже занимают заметное место в умах ведущих политиков. По данным опросов общественного мнения, г-жа Тимошенко имеет хорошие шансы подсидеть г-на Ющенко. Ее поддерживают 25 процентов населения, по сравнению с 7 процентами, поддерживающими президента. Г-н Янукович является более серьезным конкурентом, его поддерживает 23 процента населения, по данным опроса общественного мнения, проведенного в марте этого года киевской компанией Research & Branding Group.

Однако, несмотря на весь беспорядок, важно помнить, что "оранжевая революция" зарождалась в обстановке настоящей многопартийной демократии, в которой были и конфликты, и свободные средства массовой информации. Страх, внушаемый властями во время президентства Леонида Кучмы, исчез.

Но правосудие пока еще не начало функционировать по правилам мира, возникшего после "оранжевой революции". Политические лидеры еще не научились должным образом решать криминальные проблемы, доставшиеся в наследие от прошлого. Яркими примерами являются убийство журналиста Григория Гонгадзе, подтасовки, совершенные в ходе выборов 2004 года, и отравление г-на Ющенко, чуть было не ставшее причиной его смерти.

Люди жалуются, что проблема коррупции стоит так же остро, как и во времена г-на Кучмы, особенно в бурно развивающейся сфере недвижимости и строительства.

Более того, олигархи, приобретшие влияние при г-не Кучме, не потеряли его и в настоящее время.

Самый богатый человек Украины Ринат Ахметов, состояние которого, по данным американского журнала Forbes, достигает 7,4 миллиарда долларов США, отстает от наиболее богатых людей России. Однако, так как российская экономика в пять раз крупней украинской, г-н Ахметов в своей стране обладает гораздо большим влиянием, чем его российские "коллеги" у себя на родине.

Кроме того, он не испытывает давления со стороны украинских властей, в то время как российские олигархи подвергаются давлению Кремля.

Несмотря на все политические конфликты, экономика быстро растет, валовый внутренний продукт увеличивается на 7 процентов в год, начиная с 2000 года. В этом году, как предсказывают экономисты, прирост уменьшится до 5-5,5 процента, из-за постепенного ослабления притока инвестиций.

Учитывая, что ВВП на душу населения составляет всего 2100 евро (3200 долларов), страна обладает большим пространством для быстрого экономического роста. Членство в ВТО, а также более тесные связи с Европейским Союзом, как ожидается, увеличат объемы торговли и инвестиций. Иностранные инвесторы видят на Украине те же возможности, которые наблюдались в странах Центральной Европы пять-десять лет назад. Банковский сектор и строительство являются основными объектами внимания, а растущие мировые цены на продовольствие повышают привлекательность сельскохозяйственного сектора, несмотря на имеющиеся бюрократические препоны на пути инвестирования средств в землю.

Чистый приток капитала в прошлом году достиг рекордной отметки в 15,8 миллиарда долларов, в эту сумму входят прямые иностранные инвестиции в размере 9,2 миллиарда долларов (их прирост составил 60 процентов). Ожидается, что объем прямых иностранных инвестиций в этом году сохранится на высоком уровне, однако количество поступающих средств может снизиться из-за глобального кредитного кризиса.

Но как бы то ни было, наибольшее беспокойство чиновников вызывает не возможное уменьшение валового внутреннего продукта, а растущая инфляция, превысившая в апреле отметку в 30 процентов. На данный процесс оказали сильное влияние увеличение цен на продовольствие и энергоресурсы во всем мире, а также процессы, происходившие внутри страны, например, увеличение объема выдаваемых кредитов на 50 процентов на протяжении последних нескольких лет, а также рост расходов на социальное обеспечение, зарплаты и пенсии.

Правительство пересматривает бюджет, чтобы уменьшить дефицит, объем которого был запланирован в размере 2-х процентов ВВП, а Центральный банк повысил процентные ставки. Международный валютный фонд не возражал бы против более жестких мер, однако из-за приближающихся президентских выборов политики не хотя слишком сильно закручивать гайки.

Ожидание выборов также тормозит и структурные реформы, в том числе давно запланированную либерализацию рынка пахотных земель. Также пока не ясно, насколько активно правительство будет выполнять свою программу приватизации, предусматривающую продажу стратегических пакетов акций энергетических компаний и телекоммуникационного предприятия "Укртелеком".

Для бизнеса крупнейшей проблемой является рост цен на энергоресурсы. Россия повысила цены на газ со 100 долларов за 1000 кубометров в 2005 году до почти 180 долларов в этом году. Ожидается, что в следующем году цена снова вырастет.

Но однако промышленность справилась, чему способствовали рекордные цены на экспортируемые энергоемкие товары, такие как сталь, трубы и химикаты. Компании инвестировали средства в повышение энергетической эффективности, однако в данной сфере еще есть куда расти, так как количество производимого товара на единицу энергии составляет всего одну треть от аналогичных показателей в Центральной Европе.

Главным внешнеполитическим достижением Украины является вступление в ВТО, о котором директор украинского отделения Европейского Банка Реконструкции и Развития Камен Захариев говорит как об "историческом для Украины событии".

Присоединение к международным торговым организациям, причем раньше Москвы, помимо экономических несет и политические преимущества, так как теперь Киев имеет возможность высказывать свое мнение по поводу вступления России.

Вступление в ВТО также подстегнет переговоры о заключении обширного соглашения о свободной торговле с Европейским Союзом, под действие которого будет попадать и торговля сталью и химикатами. Г-н Ющенко и г-жа Тимошенко надеются, что усиление экономической интеграции с Евросоюзом приведет к политической интеграции, хотя они и допускают, что данный процесс может быть долгим.

Вступление в НАТО выглядит более проблематичным. Г-н Ющенко активно продвигает этот вопрос, понимая, что при определенных условиях вступить в НАТО можно быстрее, чем в ЕС, так как вступление в ЕС требует реформ, осуществление которых займет не один год.

В этом году Украина вместе с Грузией подала заявку на присоединение к Плану действий по подготовке к членству в НАТО. Их заявки были отклонены на состоявшемся в Бухаресте саммите НАТО, но взамен они получили обещание, что в будущем они станут членами НАТО, и что в конце года их заявки будут рассмотрены вновь. Г-н Ющенко назвал это "победой", но он знает, что Украине предстоит еще многое сделать, чтобы добиться прогресса на пути вступления в НАТО.

Прежде всего следует отметить, что результаты опросов общественного мнения позволяют предположить, что большинство украинцев выступает против членства в НАТО, поддерживая, однако, вступление в Европейский Союз. Они одобряют закрепленный в конституции принцип нейтралитета и опасаются раздражать Россию. Возглавляемая г-ном Януковичем "Партия Регионов" выступает главным проводником данных настроений.

Г-н Рыбачук и другие сторонники вступления в НАТО утверждают, что общественное мнение изменится после того, как власти развернут информационную кампанию.

Они также ожидают, что постоянная демонстрация силы Россией также будет способствовать изменению настроений. Большинство россиян, в том числе либералы, воспринимают стремление Украины в НАТО как предательство сотен лет общей истории. Кремль также беспокоится за сохраняющиеся военные связи с Украиной, не в последнюю очередь за сохранение военного присутствия в порту Севастополя, где в соответствии с действующими соглашениями до 2017 года будут базироваться силы военно-морского флота России.

Стратегия г-на Ющенко заключается в том, чтобы вести мягкие переговоры по тем вопросам, которые вызывают беспокойство России, упорно работая при этом над осуществлением европейских амбиций его страны.

И его работа серьезно облегчилась бы, если бы он и его соперники сотрудничали хотя бы немного больше.

Но вероятность того, что это случится до президентских выборов 2010 года, кажется минимальной.

___________________________________________________________

Заявка на вступление в НАТО вносит раскол в общество ("The Financial Times", Великобритания)

Пора отказаться от соперничества и провести четкое разграничение полномочий ("The Financial Times", Великобритания)