Расширение НАТО за счет включения в состав альянса Грузии и Украины может в будущем году стать самым опасным раздражителем в отношениях между Россией и Западом. Такой шаг станет также плохим началом для нового президента США. Если министры иностранных дел НАТО решат в декабре, что две бывшие советские республики готовы начать реализацию плана подготовки к членству, и если Россия ответит на это разрывом отношений с альянсом, то в проигрыше окажутся все - НАТО, Россия, а в конечном итоге также Киев и Тбилиси.

И без того страдающая от национализма Россия станет жертвой собственного страха перед новым окружением, и она окажется в опасной изоляции от Запада. Альянс, в свою очередь, вернется к своей изначальной стратегии 20-го века по сдерживанию все более враждебной России вместо того, чтобы сосредоточиться на решении важнейших задач, к которым относится и адаптация к новым вызовам безопасности. В рядах Европейского Союза углубится раскол в вопросах политики по отношению к России.

Но может ли существовать иной сценарий, в рамках которого законное стремление Грузии и Украины к вступлению в альянс из потенциального раздражителя превратится в беспроигрышную и взаимовыгодную ситуацию для НАТО и России?

Да, может, но только в том случае, если обе стороны проявят политическую смелость. В отличие от существующего сегодня расхожего мнения, стремление Грузии и Украины вступить в НАТО способно создать необходимые условия для двух позитивных событий. НАТО, наконец, избавится от имиджа антироссийского альянса, который остался у блока со времен 'холодной войны'. А в России могут укрепиться новые умонастроения, в том числе, четкое представление о безопасности, основанной на сотрудничестве, а не на соперничестве и не на разделе мира на сферы влияния.

Как этого достичь? Здесь может сработать стратегия, базирующаяся на трех элементах. Во-первых, США, НАТО, Россия, ЕС и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе должны выработать новое соглашение о совместном противостоянии угрозам безопасности в их общем территориальном окружении, которое охватывает Украину, Кавказ и Центральную Азию (геостратегическое значение данного региона увеличилось в результате конфликта в Афганистане). Группа этих стран и организаций будет нести коллективную ответственность за борьбу с общими угрозами, от терроризма и исламского фундаментализма до наркоторговли и организованной преступности. Они также возьмут на себя обязательства по окончательному урегулированию 'замороженных конфликтов' в Приднестровье, Абхазии и Нагорном Карабахе.

Россия обижается на Запад со времен окончания 'холодной войны', утверждая, что к ней несправедливо относятся как к младшему партнеру. Она требует официального признания в качестве равного среди равных. Новое соглашение в сфере безопасности даст России такой статус. Раздел полномочий между Россией, ЕС, НАТО, США и ОБСЕ будет идти рука об руку с общей ответственностью за обеспечение безопасности. Новый договор должен дополнять эти институты, а не подменять их.

Во-вторых, в рамках такого нового механизма коллективной безопасности Россия откажется от своего противодействия Грузии и Украине в их действиях по присоединению к плану членства. На самом деле, если НАТО станет частью более масштабной системы совместной безопасности, в которой Россия будет равным партнером, у Москвы не будет причин опасаться вступления в альянс Украины и Грузии. Более того, Москва лишь выиграет от того, что членство в НАТО заставит двух ее соседей стать более ответственными региональными игроками. Повысится легитимность России в глазах 'новой' Европы, которая все еще относится к ней с недоверием, считая ее суверенной демократией, помешанной на лишении остальных права на такой суверенитет.

И наконец, в ответ на отказ России от противодействия подготовке к вступлению в НАТО, Грузия и Украина должны будут взять на себя обязательство о заключении новых двусторонних соглашений о дружбе и сотрудничестве с Россией в целях укрепления доверия.

Реализация такой стратегии зависит от готовности Запада и России проявить политическую волю в этом вопросе. Уже через год с небольшим мы будем отмечать 20-ю годовщину окончания 'холодной войны'. И нет лучше способа для снятия напряженности в отношениях между Россией и Западом, чем начать совместную работу по решению общих проблем 21-го века. Саммит с участием США, России, НАТО, ЕС и ОБСЕ, а также подписание новой хартии евразийской безопасности поможет снять похмелье прошлого и начать все заново. Сделать это уже давно пора. Переработка и новая формулировка условий сотрудничества в сфере безопасности между Западом и Россией также благотворно скажется на перспективах сотрудничества в других сложных вопросах, в списке которых первое место занимают Иран и Афганистан.

Маурицио Массари руководит вопросами политического планирования в министерстве иностранных дел Италии. В статье изложено личное мнение автора

________________________________________

Опасности и выгоды возрождения России ("The Boston Globe", США)

План России - как избежать второй 'холодной войны' ("Christian Science Monitor", США)

Российские предложения в сфере европейской безопасности должны ограничить возможности НАТО ("The International Herald Tribune", США)