Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Европейский Союз возглавит бывший советский сателлит

Чешским политикам не следует думать, что они могут что-то изменить

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Это будет исторический момент: в Вашингтоне в должность вступает новый президент, а очередным председателем Европейского Союза становится Чехия. Она первой из бывших стран советского блока встанет во главе 470 миллионов европейцев, причем во время одного из худших за последние сто лет экономических кризисов

Это будет исторический момент: в Вашингтоне в должность вступает новый президент, а очередным председателем Европейского Союза становится Чехия. Она первой из бывших стран советского блока встанет во главе 470 миллионов европейцев, причем во время одного из худших за последние сто лет экономических кризисов.

Однако эмоциональный президент Чехии Вацлав Клаус (Vaclav Klaus) не готов радоваться тому, что его 10-миллионная страна возглавит крупнейший торговый блок мира. Вместо этого он вспоминает Мюнхенское соглашение 1938 года, когда европейские державы помогли разделить Чехословакию.

В конце октября он заявил, что председательство Чехии 'не будет ничего значить', поскольку Европу и сейчас, как и раньше, контролируют Франция, Германия, Италия и Британия. Чешским политикам не следует думать, что они могут что-то изменить, предупредил он.

Чехи, как и большинство их соседей по Центральной Европе, столетиями находились на рубеже между Западом и Востоком. Им постоянно угрожали то Россия, то Германия или Австрия. Перспектива с первого января провести шесть месяцев у руля Европейского Союза в крайне деликатный исторический момент, по-видимому, разбудила старые национальные неврозы.

Недавно правоцентристское правительство премьер-министра Мирека Тополанека (Mirek Topolanek) сильно пошатнулось после тяжелого поражения на региональных выборах. В результате возникают опасения, что во главе Европейского Союза может оказаться страна, лишенная руководства.

В свою очередь, после того как Россия продемонстрировала в Грузии свою вновь обретенную силу, некоторые европейские дипломаты стали задаваться вопросом о том, будет ли Чехия в состоянии усмирять своего бывшего хозяина.

Во Франции, председательствующей сейчас в Европейском Союзе, все это вызвало такую тревогу, что ее официальные представители даже предложили обойти Чехию и продлить председательство Франции и в следующем году.

Министр иностранных дел Чехии Карел Шварценберг (Karel Schwarzenberg), со своей трубкой и княжеским происхождением, был этим определенно уязвлен, и даже пошутил, что если Франция не уступит место, он вызовет на дуэль ее президента Николя Саркози (Nicolas Sarkozy). 'Французы и г-н Саркози не хотят расставаться с председательством', - заявил г-н Шварценберг в своем интервью.

Однако в пятницу г-н Саркози с запозданием, но все же высказался в поддержку Чехии.

В нынешних дипломатических дрязгах можно расслышать отголоски 2003 года, когда бывшие коммунистические страны, в том числе Чехия поддержали начатую Соединенными Штатами войну в Ираке. Тогда Жак Ширак (Jacques Chirac), занимавший в то время пост президента Франции, даже заявил, что им следует научиться 'молчать'. Сейчас Европа ближе к единству, но существует и угроза нового раскола, на этот раз связанного с выбором экономической политики на период финансовых трудностей.

Многие боятся, что с приходом чехов возобновится старый спор о том, какая экономическая модель должна господствовать в Евросоюзе: социальная рыночная экономика, избранная его новыми членами, или государственный контроль над экономикой, на стороне которого активно выступает Франция.

Хотя своей ролью в экстренном спасении европейских банков г-н Саркози заслужил похвалы, Прага продолжает с глубоким подозрением относиться к вмешательству государства в экономику.

Г-н Клаус, экономист по профессии, недавно сравнил методы г-на Саркози со 'старым социализмом', а премьер-министр г-н Тополанек убежден, что поддержка государством разоряющихся банков противоречит европейским принципам свободного рынка.

Отказ Чехии ввести евро, притом что на него с января переходит ее бедная родственница Словакия, заставляет многих наблюдателей считать, что страна, не входящая в еврозону, не слишком подходит для руководства блоком в период глобальной рецессии.

Главный экономист CSOB - крупнейшего чешского банка - Томаш Седлачек (Tomas Sedlacek) считает, что в качестве лидера, Чехия будет неспособна сопереживать остальной Европе, так как в конце девяностых ее правительство, спасая пошатнувшуюся банковскую систему, закачивало в банки ликвидность, что сейчас защищает их от кризиса.

'Когда у всех вокруг болит голова, вы вряд ли захотите следовать за единственным, кто утверждает, что прекрасно себя чувствует'.

Однако, по словам министра иностранных дел г-на Шварценберга, по Чехии финансовый кризис все-таки ударит, в связи с ее сильной интеграцией в еврозону. Более трех четвертей чешского экспорта идет в страны Евросоюза, и поэтому на производственном секторе страны кризис сказывается.

На предположение о том, что чехи могут оказаться не в силах проводить должную политику по отношению к Кремлю, г-н Шварценберг возражает, что 40 лет под властью советского Союза не прошли для его страны даром.

'У нас есть определенный опыт общения с русскими', - замечает он с усмешкой.

Двойственное отношение чехов к Европейскому Союзу частично проистекает из инстинктивного недоверия к Европе и лояльности к Соединенным Штатам, выработавшихся за десятки лет притеснений и оккупации.

Социал-демократ Ян Гамачек (Jan Hamacek), возглавляющий парламентский комитет по международным отношениям, говорит, что чехи помнят о том, что в двадцатом веке американцы трижды спасли их и всю остальную Европу - в Первую мировую, во Вторую мировую и во время 'холодной войны'.

Многие из молодых чехов говорят, что их привлекают американские ценности и культура.

По словам двадцатипятилетнего Томаша Йирсы (Tomas Jirsa), главы аппарата мэра Праги и убежденного консерватора, если он преклоняется перед Рональдом Рейганом и выступает за гибкий рынок труда, максимальные личные свободы и Соединенные Штаты, его французские коллеги поглощены идеями протекционизма, высоких налогов, пожизненного трудоустройства и иррационального антиамериканизма.

'После того, что мы пережили при коммунистах, нам нравится англо-саксонская модель с ее либертарианством и свободой, - утверждает он. - История показывает, что Америка решает проблемы, а европейцы остаются пассивными'.

++++++++++++++++++++++

P.S. Тов. читатели, будьте бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) В настоящий момент в рейтинге Народного голосования ИноСМИ занимает 12 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.

____________________________

Отстаивая свободу ("The Washington Times", США)

Пражский еретик ("The Wall Street Journal", США)

В Восточной Европе поднимает голову новый консерватизм ("The International Herald Tribune", США)

Медовый месяц Восточной Европы с Евросоюзом закончился ("The Wall Street Journal", США)

'Новая Европа' возвращается к старым привычкам ("The Washington Post", США)