Сегодня главы правительств стран ЕС возобновят с Россией переговоры о новом партнерском соглашении - несмотря на то, что Россия не собирается выводить свои войска на позиции, которые те занимали в Южной Осетии и Абхазии до начавшейся 7 августа войны с Грузией. Грузинские деревни в Южной Осетии подверглись этническим чисткам, десяткам тысяч людей не дают вернуться в свои дома - а ЕС не готов считать танки, но готов прикидывать свои будущие выгоды. Как же так, после всех горячих слов и нарушенных обещаний - опять 'никаких претензий'?

Если ответить коротко, то так и есть -ведь переговоры по новому Соглашению о партнерстве и сотрудничестве явно будут тянуться не один год. Россия не особенно заинтересована в его заключении, да и большая часть нынешних торговых связей неплохо существует и без него - а попытки урегулировать конфликт между Грузией и Россией в Женеве наверняка будут систематически срываться усилиями пророссийских лидеров двух непризнанных микрогосударств, так что и там особых подвижек ждать не стоит.

Итак, если ЕС парализован, можем ли мы ожидать чего-нибудь от избранного президента США Барака Обамы (Barack Obama)? 'Эффект Обамы' легко романтизировать, но градус отношений с Россией все это время падает даже быстрее, чем акции HBOS, причем ни у кого нет и малейшего понятия, как исправить эту ситуацию, а в команде советников Обамы по России единства никак не больше, чем у кого-либо еще. В Вашингтоне говорят то об 'избирательном взаимодействии' (пока что сосредоточиться на тех областях, где США действительно могут сотрудничать с Россией, например по борьбе с терроризмом, а грузинский вопрос пусть тем временем 'поостынет'), то о 'сдерживании' или даже изоляции. Иными словами, Вашингтон может решить либо работать вместе с Россией, даже если ему не нравится режим; либо попробовать заморозить деньги, отложенные российскими олигархами в банках Нью-Йорка, Парижа и особенно Лондона; либо постараться окружить Россию сильными государствами, полностью осознавая при этом, что Москва ударит в ответ. У каждого подхода свои недостатки, но в Вашингтоне понимают: что-то надо решать. После того, что случилось в Грузии, в правильность максимы 'пусть Россия будет Россией', по которой жило правительство Буша, уже никто не верит.

Вашингтон с Москвой пугают друг друга призраками ракет: Америка - противоракетным щитом в Польше и Чехии, который, возможно, еще и не заработает; Россия - ракетными системами малой дальности, которые она еще не развернула. И с той, и с другой стороны ракетные крики можно прекратить, не особенно потеряв при этом лица. К тому же, это, по крайней мере, одна из тех проблем, которую Россия и США могут решить в двустороннем формате. Самые мощные и стабильные источники трений - это в основном многосторонние вопросы, например, ситуация в российском ближнем зарубежье, в том числе в Грузии и на Украине, лидеры которых громко стучатся в двери НАТО.

После того, что случилось летом, вступление Грузии или Украины в Альянс было бы грубейшей ошибкой - в том числе и с их стороны. Размещение передовых баз НАТО в Грузии превратило бы Черное море в арену военно-морского противостояния, что, в свою очередь, вновь заставило бы вспомнить о жестких разногласиях между Россией и Украиной о принадлежности порта Севастополь и втянуло бы многоэтнический Крымский полуостров в очередную конфронтацию с Киевом. Россия могла как угодно жестоко провоцировать Грузию до 7 августа, но, как бы там ни было, собрано достаточно свидетельств, в том числе и исходящих от наблюдателей ОБСЕ, гласящих, что президент Михаил Саакашвили действительно обстрелял столицу сепаратистов Цхинвали артиллерией и неуправляемыми ракетами, и одно только это должно положить конец расширению НАТО на восток.

Правда, Саакашвили был не единственным, кто в этой ситуации сам себя высек. Кремль в упоении своей военной победой совершил глупейшую ошибку, признав два анклава независимыми государствами, тем самым даже не отказавшись от занятой было высокоморальной позиции, а просто ее отбросив.

Чтобы сползание к конфронтации прекратилось, надо, чтобы все стороны вдруг начали проявлять здравый смысл. Кремлю придется прекратить путать национализм с нормальной политикой национальных интересов. Западу, в свою очередь, пора бы перестать считать себя 'крестоносцем демократии'. Гарантировать демократию на Кавказе ему было бы уж никак не проще, чем в Ираке или Афганистане.

++++++++++++++++++++++

P.S. Тов. читатели, будьте бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) В настоящий момент в рейтинге Народного голосования ИноСМИ занимает 13 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.

_____________________________________________

Южная Осетия@ИноTV: Преступление есть преступление - даже если его совершил союзник Запада ("BBC World", Великобритания)

Грузинская версия войны с Россией поставлена под сомнение ("The New York Times", США)

Безрассудная Грузия ("The Boston Globe", США)

Бурджанадзе: 'Правительство лжет нашему народу о войне' ("Spiegel", Германия)

Михаил Саакашвили: 'Все - российская пропаганда' ("Cicero", Германия)

* * * * * * * * * * * * * * * * * *

Идеология под названием "величие России" (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Армия теней (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Ходит, куда хочет, или Игра в украинскую политику (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Стратегический спецназ КГБ (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Партия - детям! (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)