Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Предрассудки в Европе укоренились глубоко

Выбор Америки крайне неудачен: это все равно что сделать следующим канцлером Австрии турка

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После победы Обамы на прошлой неделе из Европы донесся коллективный 'вздох облегчения': страстное желание Старого Света забыть о Доктрине Буша как о кошмарном сне и наладить более 'товарищеские' отношения с Белым домом сомнению не подлежит. Тем не менее наряду с волной приветствий в адрес Обамы там наблюдаются и довольно неприятные тенденции

После победы Обамы на прошлой неделе из Европы донесся коллективный 'вздох облегчения': страстное желание Старого Света забыть о Доктрине Буша как о кошмарном сне и наладить более 'товарищеские' отношения с Белым домом сомнению не подлежит. Тем не менее наряду с волной приветствий в адрес Обамы там наблюдаются и довольно неприятные тенденции.

Не так давно австрийские правые вели предвыборную кампанию под лозунгом: 'Вена не должна превратиться в Чикаго'. Австрия - не единственная страна в Европе, где после окончания 'холодной войны' ксенофобские настроения усилились. Но кажется никто до сих пор не выражал свою неприязнь к новоприбывшим иммигрантам с Ближнего Востока и из Восточной Европы с помощью заезженных негативных стереотипов из американской истории - ассоциаций с расовыми беспорядками и организованной преступностью.

И сегодня не всех в Вене радует тот факт, что президентом США станет афроамериканец из Чикаго. Клаус Эммерих (Klaus Emmerich), эксперт-ветеран, часто выступающий по австрийскому телевидению, буквально взорвался в прямом эфире: 'Мне бы не хотелось, чтобы западным миром руководил чернокожий!'. Когда ему предложили отказаться от этих слов, Эммерих остался непоколебим: он добавил, что 'черных отличает более низкий уровень политической цивилизованности', и подлил масла в огонь, намекнув, что 'блестящее красноречие' Обамы в сочетании с умением организовать политическое движение роднят его с некоторыми деструктивными демагогами прошлого. Выбор Америки, заключил Эммерих, крайне неудачен: это все равно что сделать следующим канцлером Австрии турка.

Его высказывания вызвали шквал критики - как и 'шутка' итальянского премьера Сильвио Берлускони насчет 'загара' Обамы. Вы скажете - да ладно, просто два пожилых человека не могут скрыть предрассудки, свойственные их поколению. Однако корень проблемы куда глубже. В Америке комментарии вроде тех, с которыми выступил Эммерих, означали бы для автора политическое самоубийство: в Австрии ему лишь слегка 'дали по рукам'. Расизм существует в обеих странах, но почему их общественность и политические круги реагируют на это явление настолько по-разному?

Одна из причин состоит в следующем: в Европе и сегодня по-настоящему 'своим' может быть только белый. 'Вы ощущаете себя британцем?' - спросил журналист из BBC Джереми Паксмэн (Jeremy Paxman) молодого черного рэпера после победы Обамы. Европейцам, оказывается, непросто приспособиться к миру, где цвет кожи не имеет значения. В Австрии на сентябрьских всеобщих выборах крайне правые существенно упрочили свои позиции. А летом папа Бенедикт счел необходимым лично выступить с предостережением против возможного возрождения фашистских ценностей в Италии. В целом по Европе, как показывают недавние социологические опросы, за последние несколько лет значительно усилились ксенофобские тенденции. Эту тенденцию подпитывает страх перед исламским фундаментализмом и тревога, которую вызывает глобализация. Такую же роль играют и антиеэсовские настроения, тесно связанные с популистскими выпадами против иммигрантов. Биография Обамы, напротив - воплощенная мечта любого иммигранта, история успеха, преодолевающего любые расовые перегородки. Голоса избирателей-иммигрантов внесли решающий вклад в победу Обамы, несмотря на то, что сами вопросы иммиграции - активно обсуждавшиеся еще недавно - не играли значительной роли в ходе предвыборной кампании.

В культурном плане глобализация подталкивает многих европейцев - независимо от их отношения к ЕС - к своеобразному консерватизму. Сегодня, когда континент пытается справиться с задачей превращения в политическую силу, способную действовать на мировой арене бок о бок с бывшими своими колониями, вроде США и Индии, и новыми великими державами, например, Китаем, его элиты все чаще предаются воспоминаниям о тех временах, когда именно Европа давала миру свои ценности. 'Черных отличает более низкий уровень политической цивилизованности', - утверждает Эммерих. Еще не так давно подобное откровенно расистское заявление не показалось бы чем-то из ряда вон выходящим по обе стороны Атлантики. Сегодня такие высказывания звучат куда реже. Но слишком многие европейцы по-прежнему говорят и поступают так, будто на них возложена миссия уберечь западную цивилизацию от варварства - будь то отстаивание идеалов Просвещения перед лицом религиозных фанатиков или защита христианства от его традиционных врагов. Чтобы иммигрант турецкого происхождения возглавил австрийское государство? Да это же означало бы, что многовековая борьба Вены против османов была напрасной!

История бывает жестока. Многие поколения европейцев росли под знаком этнической однородности: по всему континенту одна страна за другой пытались обеспечить 'национальную чистоту'. Массовые перемещения населения, депортации и убийства 1940-х отражали представление - свойственное как нацистам, так и их противникам - о том, что национальные меньшинства представляют собой источник политической нестабильности. К 1950 г. во многих странах Центральной и Восточной Европы они почти исчезли. Тем не менее вскоре после этого экономический рост обернулся появлением новых меньшинств - сначала в Западной Европе, а сегодня и все дальше к востоку. Результатом стало своего рода психологическое противоречие. Европейцы живут в полиэтническом, все сильнее глобализующемся обществе, но их отношение к нему по-прежнему определяется категориями 19 века. Вена - еще не Чикаго. Но пора ей в него превращаться.

Марк Мазовер - преподаватель Колумбийского университета, автор книги 'Гитлеровская империя: как нацисты управляли оккупированной Европой' (Hitler's Empire: Nazi Rule in Occupied Europe)

++++++++++++++++++++++

P.S. Тов. читатели, будьте бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) В настоящий момент в рейтинге Народного голосования ИноСМИ занимает 15 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.

___________________________________________

Европейцы надеются, что когда-то и у них появится свой Обама ("The Washington Post", США)

И вот самым влиятельным человеком в мире стал чернокожий ("Postimees", Эстония)

Ксенофобия как национальная гордость ("Молодежь Эстонии", Эстония)

Обамамания и отречение общественного мнения Европы ("Le Figaro", Франция)

* * * * * * * * * * * * * * *

Советский ракетно-космический миф (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Тоталитарист Нахимов (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Чистка путинских кадров (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Вечная молодость партийных отпрысков (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Религия зла (Общественная палата читателей ИноСМИ)