Николя Саркози 14 ноября в Ницце на совместной пресс-конференции с Дмитрием Медведевым предложил отложить решение вопроса о размещении противоракетного 'щита' в Европе. По его мнению, разговор 'о щите и ракетах ничего не дает для безопасности Европы, даже скорее все усложняет'. Сказать так, значит игнорировать стратегические интересы стран, которые не обладают ударными силами. Политика европейских государств после Второй мировой войны связана с трансатлантическим сотрудничеством. Для того чтобы это трансатлантическое сотрудничество базировалось на прочном фундаменте, необходимо, чтобы оба партнера были в одинаковой степени защищены.

Если супружеская пара оказывается под дождем, а зонтик укрывает только одного, начинают возникать мысли о разводе. Та же логика применима и в отношении противоракетной обороны. И кроме того этот проект не является детищем республиканской администрации. Закон, подписанный Биллом Клинтоном, очерчивает рамки безопасности для североамериканского континента. Представляется маловероятным, что президент Барак Обама откажется от этого проекта национальной обороны, хотя, естественно, решение остается за ним.

Многие страны теперь вносят свой вклад в реализацию проекта противоракетного 'щита', в том числе Великобритания, Дания и Япония. Как оказалось, некоторые страны-члены НАТО не защищены этой системой, несмотря на то, что угроза со стороны Ирана вполне реальна. Таким образом, планируемое размещение радара в Чешской Республике и ракет-перехватчиков в Польше нацелено на исправление этой ситуации. Оно позволяет интегрировать 'щит' в систему НАТО и закрывает опасную брешь. Ведь если мы оставим Европу без защиты - при наличии неизбежной опасности - наши стратегические интересы могут разойтись, и трансатлантическая пара может распасться. Последствия будут гибельными.

Противоракетная оборона не противоречит политике добрых отношений с Россией, к которой мы стремимся. Речь идет о системе обороны, несколько противоракет никоим образом не угрожают этой огромной стране, владеющей тысячами ракет. Американцы, поляки и чехи неоднократно говорили, что готовы сотрудничать с Россией, предоставить ей необходимые гарантии, например, возможность помещения и осмотра объектов. Однако на данный момент Москва отказывается обсуждать наши предложения и предпочитает риторику конфронтации другой эпохи. Может быть, она до сих пор не смирилась с тем, что Центральная Европа уже не входит в ее зону влияния.

Между ПРО и европейскими планами в области обороны нет никаких противоречий. Чешская республика хочет усилить эффективность системы обороны Европы. Однако нужно признать, что на настоящий момент ЕС не располагает необходимыми средствами для финансирования такого затратного проекта, как система ПРО. Почему же тогда не дать положительный ответ на предложение союзника о создании подобной системы?

В апреле на саммите в Бухаресте члены НАТО высказались за создание в Европе системы ПРО. Поэтому я был удивлен, узнав, что президент Франции, который одновременно является председателем Европейского Совета, обсуждал эту тему с президентом России Дмитрием Медведевым. Нам, в Праге, это напомнило те времена, когда решения, касающиеся нас, принимались за закрытыми дверями и без нашего присутствия.

Хотелось бы напомнить, что эта тема не входила в повестку дня саммита ЕС-Россия в Ницце. На это не давали согласия двадцать семь стран-членов Евросоюза, от чего имени президент мог выступать по этому досье. Более того, это был не самый благоприятный момент для обсуждения вопросов, входящих в зону ответственности не только ЕС, но и НАТО, и ОБСЕ.

В Лиссабонском договоре говорится, что ЕС должен принимать вызовы XXI века, действовать солидарно и уважать правила игры. Отношения между европейскими государствами, которые когда-то определялись соотношением сил между державами, строятся на основе правил, обладающих самостоятельной ценностью. Не только для стран-членов ЕС, но и для всего европейского континента и мира в целом, который слишком часто страдал от европейских конфликтов. Да, мы по-прежнему должны уважать правила. Я уверен, что чем больше граждан будут уверены в том, что правила обязательны не для всех, тем меньше они будут стремиться примкнуть к проекту европейской интеграции. Не стоит забывать об этом.

Чешская Республика станет следующим председателем Европейского Совета. Мы надеемся, что исполним свой долг в поддержании диалога между двумя берегами Атлантики и при этом будем соблюдать условия мандата, выданного нам всеми странами-членами ЕС. Тем более что ЕС и США, будучи конкурентами в различных сферах, в оборонных вопросах должны работать вместе. Тут очень важным окажется вклад американской администрации, а мы, со своей стороны, будем стараться изо всех сил.

И поскольку нашей целью также является строительство отношений с Россией на основе партнерства и сотрудничества, я уверен, что представители Франции не только поймут нас, но и будут действовать вместе с нами.

Александр Вондра - вице-премьер правительства Чешской Республики по европейским вопросам

++++++++++++++++++++++

P.S. Тов. читатели, будьте предельно бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) В финале Народного голосования ИноСМИ занимает 14 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.

________________________________________

ПРО: Запугивание Барака ("New York Post", США)

Оборона в нашем опасном мире ("The Washington Times", США)

В Европе усиливается раскол из-за России ("The Washington Post", США)

* * * * * * * * * * *

П.Чаадаев: Александр I и польский вопрос (Общественная палата читателей ИноСМИ)

"Черный ящик" российского бизнеса (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Советский ракетно-космический миф (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Валерия Новодворская: Родине-Мачехе не устоять (Общественная палата читателей ИноСМИ)