Европа, разделенная на две части?

Именно это ощущение возникло 1 марта, после того как страны Европейского Союза отказались помогать наиболее затронутым кризисом странам Центральной и Восточной Европы. Интеграция этих новых стран в 2004 и 2007 годах стала манной небесной для западных стран: расширение европейского рынка, стабилизация региона и расширения зоны влияния. Знаменует ли экономический кризис окончание этой стратегии по расширению?

Политика расширения - манна небесная для западных экономик

В 2004 году и позднее 2007 году к зоне евро присоединились 12 новых стран. В основном это были страны бывшего СССР. После многих десятилетий существования под советским влиянием, через 15 лет после падения стены эти страны вошли в зону влияния Европейского Союза. Их переход к рыночному либерализму осуществился в короткие сроки, напряженность, вызванная этим, вначале была смягчена благотворными последствиями экономического роста. В 2007 году уровень безработицы был низким, экономический рост - высоким, уровень жизни также улучшался.

Политика расширения стала шансом для Европейского Союза, возможностью получить доступ на новые рынки. Новые страны массово импортируют из стран Запада товары, позволяющие им развиваться. Для стран Запада они также становятся источником недорогой рабочей силы, в 5-6 раз дешевле, чем во Франции или Германии. Безусловно, производительность там в два раза меньше, однако быстрые подсчеты показывают, что баланс остается положительным. К этому добавляется удобство транспортировки произведенных товаров - именно это побудило некоторые предприятия, Renault, например, открывать новые заводы в Восточной Европе, а не в Китае.

Новые страны получали помощь от Евросоюза в виде финансирования через европейские структурные фонды, что позволяло им развиваться. В обмен страны Западной Европы получили выход на новые рынки и недорогую рабочую силу.

Блока стран Восточной Европы больше не существует

С течением времени пути стран бывшего коммунистического блока коренным образом разошлись. Украина осталась вне Европейского Союза, и январские газовые проблемы выявили, что она занимает стратегическую позицию между Россией и ЕС; Словения, Словакия, Кипр и Мальта присоединились к зоне евро; другие страны готовятся к этому. Некоторые государства проводили очень жесткую бюджетную политику, например, Польша, которая смогла значительным образом сократить дефицит своего бюджета, чего не удалось сделать Венгрии. Болгария так же смогла значительно сократить свой государственный долг и т.д. Некоторые страны обременили свой бюджет задолженностью в евро, в частности беря займы у Австрии и Германии.

Короче говоря, каждая страна выбрала свой путь развития, хороший или плохой сказать невозможно, настолько экономическая, политическая и социальная ситуация в каждой из стран Восточной Европы была разной.

Кризис среди 'слабых звеньев'

Поэтому более чем логично, что кризис затронул эти страны по-разному. Три страны Балтии, где имел место 'мыльный пузырь' недвижимости, сильно пострадали. Как и Венгрия, которая взяла много займов в странах Западной Европы, и где кризис сильно ослабил финансовую систему. Ей, как и Украине, пришлось просить помощи у МВФ.

В Румынии, Болгарии, Польше и Чешской Республике промышленное производство, ориентированное на экспорт, переживает нелегкие времена, однако экономический рост пока еще не прекратился. Разница только в том, что их рост стимулировался внутренними долгами, что делает их менее зависимыми от других государств.

Зато существуют опасения, что банкам, дававшим займы странам с наиболее слабой экономикой - страны Балтии, Венгрия, Украина -придется 'платить за разбитые горшки'. Dexia, например, уже объявила о потенциальных крупных убытках, как и ряд больших австрийских банков. Все это представляет серьезную опасность для сплоченности Евросоюза. Тем более что 1 марта он не принял план по спасению стран Восточной Европы.

На самом деле этот план был предложен Венгрией, страной, наиболее затронутой кризисом, и он ни в коей мере не интересует Польшу и другие страны Восточной Европы, которые, как мы видим, не так сильно пострадали. Этим странам вовсе не выгодно ассоциироваться со странами, погруженным в сильный кризис: они впоследствии заявили, что им не нужна помощь, которая может обрушить их валюты. Опасность заключается в том, что эти беспочвенные страхи приведут к девальвации их валют и станут тогда вполне обоснованными. Тут имеет место достославная проблема самореализующихся предчувствий. Объявление об ускорении вступления в зону евро преследует также цель успокоить рынки.

Ситуация в странах Восточной Европы остается хрупкой, пока они полностью не интегрировались в зону евро. ЕС выработал специальные меры для каждой из стран, в соответствие с их особенностями. Солидарность здесь проходит через дифференциацию. Однако ЕС не может законным образом помочь Украине. Не может вмешиваться в коммерческие отношения между странами Восточной Европы и странами, не входящими в ЕС. В данном случае неоценимыми партнерами являются МВФ и Всемирный банк.

Рынки испытывают на прочность Европу

Как мы увидели, больше всего опасаться приходится охлаждения рынков стран Восточной Европы, утраты доверия, что может привести к быстрому выводу капиталов. В настоящий момент реальной проблемы не существует, но она может возникнуть, если рынки прореагируют данным образом. Однако рынкам свойственная коллективная реакция, зачастую малорациональная, они - отражение того, что общественное мнение думает о будущем. Если возникнут сомнения в том, что страны Восточной Европы действительно являются частью Евросоюза, что их можно спасти, и европейская солидарность существует, все это может стать правдой. Кризис выводит на свет скрытые чувства, подавленные побуждения и страхи, и именно этому мы в скором времени станем свидетелями.

В ближайшие месяцы станет понятным, что мы действительно думаем о Европейском Союзе. И, не исключено, что это окажется для нас неожиданностью. Большой неожиданностью.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.