Не состоялось! Предсказания разных авторитетных изданий об ожидаемом именно в середине апреля и именно в период пребывания в Ереване главы турецкого внешнеполитического ведомства разблокировании границы не сбылись. Никакого сенсационного заявления озвучено не было, а армянский министр Эдвард Налбандян даже заявил, что "сегодня нет никаких намерений подписывать какие-либо документы, касающиеся урегулирования армяно-турецких взаимоотношений".

Бабаджан приехал в Армению для участия в работе 20-го заседания Совета министров иностранных дел Организации Черноморского экономического сотрудничества. Ничего принципиально нового никто от него не ожидал, так как все главные заявления уже были сделаны до визита. Турецкий премьер Эрдоган днями ранее вновь подтвердил позицию своей страны, что "подписание договора, направленного на урегулирование двусторонних отношений, невозможно до разрешения вопроса спорных территорий между Арменией и Азербайджаном". Еще раньше, 11 апреля, агентство "Анатолия" распространило его же заявление о том, что "мы с Арменией не заключим соглашения до тех пор, пока не будет урегулирован вопрос Нагорного Карабаха".

В преддверии ереванского саммита выступлением отметился и президент Турции. "Карабахский вопрос между Арменией и Азербайджаном является главной проблемой на Кавказе, - сказал Гюль в интервью Financial Times. - Мы надеемся, что проблема будет решена и на Кавказе установится новый климат". Таким образом, все, что необходимо было сказать Бабаджану в Ереване, уже было сказано его патронами. Кто-то уже назвал этот визит пустой формальностью...

За несколько дней до ереванского форума некоторую активность стали проявлять и азербайджанцы. Прошла непонятная информация о том, что на фоне возможного разблокирования границы Баку якобы предъявил Турции какие-то условия. Газета Hurriyet Daily News & Economic Review выяснила, что таковыми являются: а) Армения должна вывести свои силы из пяти районов, окружающих Нагорный Карабах; б) Армения должна вернуть южную часть Лачинского коридора; в) Турция должна получить возможность использовать Лачинский коридор.

Сообщается также, что некий дипкурьер передал (или передаст на днях) от имени азербайджанских властей эти предусловия турецкому руководству. Если это действительно так, то не совсем понятно, почему Азербайджану не заявить об этом самому. Так или иначе, информация о таинственном анониме была опубликована и на страницах азербайджанской прессы, и никаких опровержений вслед за этим не последовало. Второй новостью стал приезд азербайджанской делегации в Ереван. За два дня до заседания было заявлено, что "Азербайджан в этом году принимает председательство в организации от Армении, из-за чего и рассматривается возможность участия представителя нашей страны на этом мероприятии". Впрочем, распространивший это официальное сообщение сотрудник азербайджанского МИД Эльхан Полухов тут же добавил: "Открытие турецко-армянской границы повысит напряженность в регионе и будет как стратегически, так и тактически неверным шагом".

Газета "Таймс" опубликовала редакционный материал Майкла Биньона "Перспектива мира под тенью Арарата". Он был приурочен как раз к ереванскому заседанию и перспективе разблокирования границы. В последнее время западные СМИ часто обращаются к теме армяно-турецких отношений, что, естественно, связано с активизацией двусторонних контактов. Однако наш интерес к данной статье в том, что ее автор - это не только весьма известный журналист, давно и активно занимающийся Кавказским регионом, частый и желанный гость разных конференций, один из наиболее интервьюируемых экспертов. Важно то, что Биньона очень трудно заподозрить в ангажированности. Это профессионал, который преследует профессиональный интерес и других предпочтений почти не выдает. Иными словами, ценность этого материала в том, что он - своеобразный индикатор, представляющий степень понимания особенностей армяно-турецких отношений со стороны достаточно лояльного экспертного сообщества.

"Сегодня Ереван посетит министр иностранных дел Турции Али Бабаджан для участия в Совете Организации Черноморского экономического сотрудничества, - отмечает автор. - Но настоящей темой для обсуждения как для Бабаджана, так и для принимающей его армянской стороны станет вопрос о границе. Могут ли оба государства преодолеть историческую враждебность и подозрительность и демонтировать последние баррикады из колючей проволоки со времен холодной войны?" Таким образом, один из известнейших западных журналистов, отличающийся к тому же своей лояльностью, рассматривает блокаду армянских коммуникаций и границы в целом в контексте рудиментов холодной войны. На этом фоне и строится в основном материал. "Примирение с Арменией и развязка кавказского узла может быть выгодна всем... У Армении, блокированной с севера нестабильной ситуацией в Грузии и боящейся подпасть под полную зависимость России, может появиться альтернативный канал для связи с внешним миром через Турцию. Экономическое взаимодействие может смягчить историческую ненависть".

Тем не менее, оснований осуждать журналиста за незнание предмета нет. Он знает ровно столько, сколько предлагает ему армянская дипломатия. Он знает, что "Ереван заинтересован в разблокировании границ без предусловий", но не знает, что блокада - это реальная война против Армении, осуществляемая с двух фронтов. Не знает, потому что об этом не заявляется.

В авторитетных западных изданиях слабых материалов не бывает по определению. Если даже они очень слабые, то все равно либо демонстрируют позицию определенных кругов заинтересованного сообщества, либо выдают какие-то тенденции перспективных развитий. Это особый взгляд на расклад вещей, который, вне зависимости от своих аналитических или публицистических достоинств, всегда более практичен, нежели теоретичен. Статья политического редактора "Таймс" относится к первой категории.

P.S. В промежутке между американо-турецкими переговорами в Стамбуле и черноморским заседанием в Ереване по региону прошел снегопад. Он замел немало следов в районе армяно-турецкой границы и вдоль железнодорожной ветки Гюмри - Карс. Метеорологи непосредственной связи между этими событиями не разглядели и лишь констатировали апрельское похолодание в регионе. Впрочем, было добавлено, что в южных областях республики снега не наблюдалось. На армяно-иранской границе всегда теплее, а зимы никогда не бывают календарными. 16 апреля в Тегеране министры транспорта Ирана и Армении подписали соглашение о строительстве железной дороги. Наверное, именно это событие и нужно считать главным, причем не только на неделе.

Обсудить публикацию на форуме

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.