Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Угроза религиозного терроризма: проблемы и перспективы противодействия

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В настоящее время реальная угроза безопасности многих стран исходит от религиозной формы терроризма. Особенность религиозной - исламской - формы терроризма, действующего на постсоветском пространстве, заключается в следующем.

В настоящее время реальная угроза безопасности многих стран исходит от религиозной формы терроризма. Особенность религиозной - исламской - формы терроризма, действующего на постсоветском пространстве, заключается в следующем.

Во-первых, религиозный терроризм начал распространяться прежде всего в регионах, где cилен религиозный фактор (например, Центральная Азия и Кавказ). Основная его цель заключается в вовлечении в свои ряды как можно большего количества людей, начиная с элиты и кончая беднейшими слоями населения. Это кардинальное отличие, например, от радикальных экстремистских организаций Западной Европы, таких, как 'Рота армии Фраксон', 'Красные бригады', 'Аксен Дитрек'. В Европе в террористические организации в основном привлекались средние слои общества.

Во-вторых, следует обозначить высокий уровень образованности среди идеологов террористических групп. Наиболее яркий пример - это религиозно-радикальные организации в ближневосточном регионе. У них существует четко разработанная 'концепция героя' - шахида, в которой шахид, герой-фундаменталист, сознательно противопоставляется атеистическому, технологизированному, анонимному и антигероическому западному обществу, в котором отсутствует значение героя, в котором нет необходимости в этих героях, нет личностного начала.

Вообще Запад как таковой является цивилизационно-ценностным врагом исламских террористов с его глобализацией и транснациональными корпорациями, и религиозный фактор здесь представляет собой очень эффективный инструмент мотивации членов экстремистских групп, чей фанатизм, тщательно развитый и поддерживаемый руководством группы, позволяет им предпринимать такие рискованные и часто самоубийственные акции, на которые вряд ли решились бы не религиозно мотивированные террористы. Гибель шахида в ходе джихада - а именно так расценивают свою деятельность эти группы - является, с их точки зрения, прямой дорогой в рай, и неудивительно, что многие экстремисты не только готовы, но и стремятся погибнуть во время выполнения задания. Проведение силовых операций Соединенными Штатами в Афганистане и Ираке только способствуют распространению религиозно-радикальных движений в Южной и Центральной Азии.

Третья особенность религиозной формы терроризма - это четко выраженный социальный аспект. Все религиозно-радикальные движения и организации выступают за социальную справедливость, за социальное равенство. Тем самым они создают притягательность среди религиозно неграмотных и безработных категорий населения. Накопившиеся социально-экономические (процесс имущественного расслоения), политические (идеологическое размежевание и неконструктивная борьба за власть), демографические, экологические, межэтнические проблемы и неравномерное распределение водных и энергетических ресурсов способствуют популяризации религиозного терроризма путем усиления социальных противоречий в обществе и снижения эффективности функционирования защитных механизмов в сфере нравственности, морали и ориентиров в воспитательной работе (в первую очередь, среди молодежи).

Наконец, религиозный терроризм для его последователей - это и концепция освободительной борьбы, которая во многих случаях имеет конфессиональный характер (в Палестине, Кашмире, Алжире, Чечне, Афганистане она является элементом тотальной войны с 'неверными').

В целом в отдельных странах СНГ образовался идеологический и религиозный вакуум, который эффективно используются религиозно-радикальными группами.

В дополнение ко всему, данные группы стали получать из дальнего зарубежья мощную финансовую и техническую поддержку для безвозмездного распространения и пропаганды радикального исламского учения (особенно в молодежной среде - так будущие шахиды рекрутируются из числа безработной молодежи в возрасте от 18 до 25 лет). Для финансирования экстремисткой деятельности военизированные религиозные группы также участвуют в незаконной торговле наркотиками и оружием, что подрывает основы устойчивого развития не только стран Евразии, но и в целом всего мирового сообщества.

По данным экспертной группы ООН, после 10-летней войны СССР в Афганистане в руках террористических групп оказались от 600 до 1000 "Стингеров"; помимо этого в Афганистане незаконно циркулируют более 10 миллионов единиц стрелкового оружия.

Сегодняшние террористические организации, действующие в регионах Кавказа и Центральной Азии - это не индивидуальные группировки плохо обеспеченных и слабо вооруженных заговорщиков прошлого столетия, а целые концерны с многомиллиардными доходами, с внутренним разделением труда и специализацией, с тренировочными лагерями, мастерскими, складами, убежищами, госпиталями, лабораториями, широко использующие новейшие типы оружия, средства связи и транспортировки, практикующие самые разнообразные и в значительной мере новаторские методы и приемы борьбы. В определенном смысле их можно характеризовать как негосударственные военизированные системы, которые в начале XXI века находятся в состоянии непрерывной динамики, трансформации, клонирования, мутации. По уровню организации и боевой подготовки они постепенно выходят на уровень регулярных армий отдельных стран, а также активно проникают в политическую и экономическую систему государств (располагают клонированными структурами прикрытия в виде партий и общественных организаций, имеют собственные парламентские фракции и контролируемые средства массовой информации) и осуществляют скрытное представительство в международных организациях.

Исламское движение "Талибан"

Одной из мощнейших негосударственных военизированных систем является Исламское движение 'Талибан' (ИДТ). К настоящему времени талибы располагают примерно 20 тысячами вооруженных бойцов, рассредоточенными по четырем так называемым фронтам. Как вооруженная организация, армия ИДТ не имеет четкой структурной конфигурации. Ее основу составляют отряды численностью в 50-100 человек, в свою очередь объединяемые в более крупные формирования под началом полевого командира. Кроме того 'Талибан' может иметь несколько десятков танков (от 20 до 60 единиц), несколько сотен (от 200 до 300 единиц) орудий полевой артиллерии, 2-4 установки реактивного огня 'Град' и несколько пусковых установок оперативно-тактической ракеты 'Скад'.

Также руководство талибов всячески стимулирует производство наркотиков и их вывоз в США, страны Европы, Персидского залива, СНГ (производство и торговля наркотиками рассматривается руководством талибов не только в качестве источника получения денег, но и как одна из форм борьбы с 'неверными', ослабления их тела и духа с целью рекрутирования будущих членов или духовного уничтожения противников). В общей сложности в Афганистане до последнего времени производилось 6,7 тысяч тонн опиума-сырца, из которого можно произвести 60-70 тонн чистого героина. Доходы афгано-пакистанской наркомафии составляли свыше 10 млрд долларов США в год. Это было одним из главных источников финансовых поступлений в бюджет ИДТ (часть средств в последствии выделялась на террористическую деятельность в регионе).

Сегодня талибы оказывают упорное сопротивление при проведении против них наступательных сухопутных операций и даже имеют определенные успехи. Однако крайне необходимо уничтожить мировой террористический центр, каким является 'Талибан', одновременно формируя союз с конструктивными силами в 'исламском мире' в деле разрушения всей, прежде всего военной и финансовой, инфраструктуры террористических организаций, искажающих суть ислама.

Проблема эффективности борьбы с религиозным терроризмом

Угроза террора не должна оставаться безнаказанной со стороны любого уважающего себя государства и мирового сообщества. В связи с возрастающей угрозой религиозного терроризма, необходимо изменить тактику противодействия данным группам, включающую в себя эффективное применение военных и невоенных мер.

Чисто силовые методы по ликвидации террористических угроз имеют только временный эффект, порождают негативные результаты и поэтому явно недостаточны. Короче говоря, традиционный подход борьбы с религиозным терроризмом неэффективен. Соответственно необходим компетентный подход, заключающийся в профессиональной организации ранней диагностики, прогнозирования, экспертизе, выявлении факторов риска, предупреждении и нейтрализации сфер и зон террористической деятельности для существенного снижения вероятности ее развертывания.

Исследования деятельности различных террористических организаций и групп (в настоящее время в мире насчитывается около 500 объединений подобного типа) показывают, что террористы действуют в мировом масштабе и прибегают к самым разнообразным видам насилия над личностью: физическому, имущественному и морально-психологическому. И хотя при анализе практической деятельности террористов порой трудно провести столь четкие границы применяемого ими насилия, тем не менее, в каждой акции террора тот или иной вид насилия фигурирует в качестве доминирующего. Применение религиозными террористами достижений науки и техники расширяет их разрушительные возможности, позволяет им привлекать к себе всеобщее внимание, держать людей в постоянном страхе.

В связи с этим следует обратить особое внимание на противодействие информационной пропаганде со стороны террористических групп. Немаловажное значение здесь имеет информационная революция, широкое распространение электронных СМИ и возможность их превращения в инструмент манипуляции массовым сознанием.

Вдобавок, сложился двойной стандарт в противостоянии международным террористическим угрозам. С одной стороны, страны СНГ в Центральной Азии и Россия активно противодействуют религиозно-террористической угрозе на постсоветском пространстве, с другой - испытывают огромный прессинг со стороны западных международных организаций, утверждающих, что такие радикальные организации как 'Хизб ут Тахрир' и 'Уйгурские сепаратисты' являются лишь 'мирными повстанцами', защищающими свои политические права. В то же время Израиль проводит 'контртеррористические операции', больше похожие на крупномасштабные военные операции, в ходе которых часто страдает мирное население и которые только провоцируют дальнейшую эскалацию конфликта. Также на Западе все еще существует проблема непонимания реальности угрозы, исходящей от религиозного терроризма.

Уроки антитеррористической операции

После военного вторжения сил антитеррористической коалиции в Афганистан производство героина и опиума там не уменьшилось, а даже увеличилось в несколько десятков раз. Кроме того, так называемые антитеррористические операции, проводимые миротворческими силами в Ираке и Афганистане, зачастую ведут к гибели мирных граждан и только увеличивают число террористических организаций. В результате население Афганистана и Ирака теперь рассматривает Запад вовсе не как защитника, а как угрозу своей жизни и безопасности.

В связи с этим эффективный подход к снижению террористической угрозы включает в себя учет особенностей культуры, традиций, менталитета населения того или иного региона, а также разрешение прежде всего социальных и экономических проблем в развивающихся регионах мира путем прямых и целенаправленных программ по развитию сектора малого и среднего бизнеса.

Кроме того, необходимо реформировать систему региональной безопасности на постсоветском пространстве, имеющую ряд недостатков в противодействии новым формам угроз. Основные ее недостатки таковы:

отсутствие единого подхода в противодействии нетрадиционным угрозам в регионе;

дублирование функций региональных организаций в области обеспечения безопасности в регионе;

игнорирование внутренних угроз и факторов безопасности (социальных и экономических) в странах региона;

недостаток исследований по новым видам и формам нетрадиционных угроз, что ведет к неприменению современных методов и способов борьбы с ними.

Основной опасностью сегодня является возможность применения террористами средств массового поражения. Данный сценарий вполне реален, например, в случае прихода к власти в Пакистане радикальных групп, которые способны применить ядерное оружие по странам 'неверных' (Европа, США, Индия, Центральная Азия, Россия). При этом использование США и Израилем военно-силового подхода только усиливает глобальное влияние террористических организаций ближневосточного региона (в том числе в государствах Южной и Центральной Азии) и повышает вероятность свержения светских режимов в отдельных странах.

Заключение

В связи с сложившимся кризисом безопасности необходимо применить следующие подходы по противодействию нетрадиционным (религиозно-террористическим) угрозам:

основательное исследование взаимосвязи юридических, политических, социологических и других аспектов угроз, исходящих от религиозной формы терроризма;

в противостоянии религиозному терроризму необходимо учитывать различные социально-психологические и идейные типы террористов, что поможет в поиске оптимального подхода по противодействию данной угрозе;

создание независимого информационно-аналитического центра по проведению информационно-психологических контртеррористических операций;

повышение уровня жизни и статуса уязвимых профессиональных групп (студенты, военные, преподаватели) с целью предотвращения их вовлечения в религиозно-радикальные организации;

более жесткий контроль нелегальной миграции.

Необходимо создать интегрированную и независимую трансрегиональную систему безопасности, обеспечивающую осуществление не только силовых, но и соответствующих правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских и других мер для защиты населения от террористической угрозы.

Также на местах необходимо повышать уровень религиозной грамотности среди сельского и городского населения, как наиболее эффективного средства по предотвращению внешней пропаганды религиозно радикальных идей.

В целом сегодня на первый план антитеррористического взаимодействия должна выйти необходимость формирования в сознании народов и их правителей понимания того, что в оценке терроризма не может быть двойных стандартов и что победить его в одиночку невозможно.

Обсудить публикацию на форуме