Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Внешняя политика: фундаментальные цели достигнуты, главный вызов - ЕС

Внешняя политика: фундаментальные цели достигнуты, главный вызов - ЕС picture
Внешняя политика: фундаментальные цели достигнуты, главный вызов - ЕС picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Через двадцать лет после падения коммунизма Польша выполнила главные внешнеполитические задачи, вступив в НАТО и Европейский Союз и наладив стратегическое партнерство с США. Теперь вызов, стоящий перед польским руководством, заключается в том, как воспользоваться стратегической позицией страны, по мнению некоторых - самой лучшей за последние 300 лет.

Через двадцать лет после падения коммунизма Польша выполнила главные внешнеполитические задачи, вступив в НАТО и Европейский Союз и наладив стратегическое партнерство с США.

Теперь вызов, стоящий перед польским руководством, заключается в том, как воспользоваться стратегической позицией страны, по мнению некоторых - самой лучшей за последние 300 лет.

Как говорит заместитель министра обороны Станислав Коморовский (Stanislaw Komorowski), 'В общем и целом, Польша неплохо воспользовалась возможностями [открывшимися после 1989 г.], но это не означает, что нельзя было сделать лучше. Вопрос в том, играет ли Польша ту роль, которую она могла бы играть [как член НАТО и ЕС]'.

Вопрос серьезнее, чем может показаться. Будучи одним из новичков в НАТО и ЕС, Польша не способна распространять свое влияние, тем более что в экономическом отношении она остается недостаточно развитой по сравнению с более богатыми государствами Западной Европы и Северной Америки. Однако многие поляки утверждают, что богатая история - особенно многовековая борьба против иностранного владычества - делает их страну уникальной.

Александр Смоляр, глава аналитического центра 'Фонд Стефана Батория', говорит, что национальная гордость была особенно сильна сразу после 1989 г., когда поляки считали себя 'авангардом', приближающим исторический сдвиг - падение коммунизма.

Очередной всплеск национальной гордости произошел в 2004 г., когда польские лидеры открыто вмешались в 'оранжевую революцию' на Украине, пытаясь объединить силы оппозиции.

Однако за последние 20 лет позиция Польши в мире нормализовалась. В практическом смысле это означало извлечение максимальной выгоды из двусторонних отношений Польши со странами мира.

Эта страна давно представляет себя самым лояльным союзником Вашингтона в Центральной Европе, так что в других европейских столицах ее порой считают троянским конем США. Она поддержала США во время войны в Ираке и направила туда один из крупнейших военных контингентов. Сегодня в Афганистане служат 2 000 ее военных, причем еще 400 человек направляются дополнительно, а 200 находятся в резерве.

Но трансатлантические отношения оказались каверзными. Поляки были разочарованы тем, что не смогли добиться упрощения правил въезда в США. А крупный контракт на приобретение американских истребителей F-16 не дал столько работы польским оружейным заводам, как ожидала Варшава.

В прошлом году Польше удалось заключить с администрацией Джорджа Буша всеобъемлющий пакт, включающий в себя гарантии безопасности, обещание размещения на территории Польши батареи ракет Patriot с американским персоналом и соглашение о размещении в Польше ракет-перехватчиков в рамках американской системы ПРО. Россия не упоминалась, но поскольку кризис в Грузии был главной темой международной повестки дня, стороны явно заключали пакт с учетом российского фактора.

Однако после того, как Буша сменил Барак Обама, Вашингтон изменил курс. Создание противоракетного щита может быть отложено, а отношения с Москвой улучшаются. Варшава все еще надеется на то, что батарея Patriot с обслуживающим персоналом численностью 100 американских военнослужащих будет размещена в Польше до конца года - сначала на временной, а с 2012 г. - на постоянной основе. Но Обама не придает такого значения Восточной Европе, как Буш.

Что касается НАТО, то Польша поддерживает политику противодействия угрозам вдалеке от границ Европы - например, в Афганистане, где ее военнослужащие находятся под командованием НАТО. Даже несмотря на то, что избиратели ставят под сомнение целесообразность участия в этих операциях, как в случае войны в Ираке, существует глубокая убежденность в том, что НАТО играет большую роль в обеспечении безопасности Польши. Более того, страна вела кампанию - правда, неудачную - за избрание министра иностранных дел Радослава Сикорского генеральным секретарем НАТО.

Между тем, успех вступления Польши в ЕС в 2004 г. подтолкнул Варшаву к тому, чтобы переключить внимание с США на европейских партнеров и попробовать воспользоваться своим членством для достижения политических целей. Это особенно очевидно после выборов 2007 г., когда либеральная команда Дональда Туска разгромила консервативную партию 'Закон и порядок' [так в тексте - прим. пер.] и в отношениях с ЕС перешла от агрессии к примирению.

Одним из достижений на этом поприще было то, что коалиции новых членов, возглавляемой Польшей, удалось добиться послаблений по выбросам парниковых газов относительно более богатых стран. Другим стало Восточное партнерство ЕС - политика в отношении Украины и других бывших советских республик, стремящихся сблизиться с Брюсселем.

Павел Свебода (Pawel Swieboda), глава аналитического центра Demos Europa, говорит, что Польша инициировала партнерство, привлекла к нему Швецию и умело добилась поддержки со стороны Европейской комиссии и других государств-членов ЕС.

Однако Миколай Довгелевич (Mikolaj Dowgielewicz), министр по делам ЕС, считает, что в силу меняющегося характера ЕС постоянно возникают новые вызовы. Например, он обеспокоен тем, что ЕС не был представлен на саммите 'большой двадцатки', посвященном глобальному кризису. Вместо этого, в нем приняли участие несколько крупных стран-членов. Он говорит: 'ЕС должен продемонстрировать солидарность. В рамках 'большой двадцатки он должен быть представлен как ЕС'.

Для Польши солидарность ЕС особенно важна в отношениях с Россией. Польские чиновники стараются не провоцировать Москву, а под руководством Сикорского добились потепления в отношениях. Но, как и другие восточноевропейские столицы, Варшава обеспокоена намерениями Москвы относительно ее соседей, особенно, после прошлогоднего конфликта в Грузии.

'В 1999 г. [когда Польша вступила в НАТО] все считали, что 'холодная война закончилась, - говорит Коморовский. - Но в прошлом году случилась Грузия. Оказалось, что наш партнер - Россия - может вторгнуться в независимую страну. Это изменило наше восприятие угрозы - разумеется, в теоретическом плане'.

_____________________________________________________________

Искра от которой сгорел коммунизм ("Польское радио для заграницы", Польша)

Для "евроненавистников" из Восточной Европы настали трудные времена ("Spiegel", Германия)

Обсудить публикацию на форуме