Этот обозор печати посвящен памяти скончавшегося 17-го июля в возрасте 82-х лет в Лондоне профессора Лешека Колаковского, одного из величайших европейских мыслителей 20 века. Историк философии, чьи труды по философии культуры и религии и истории идеи сыграли огромную роль в развитии интеллектуального наследия Европы. К наиболее известным трудам Лешека Колаковского принадлежат: 'Главные направления марксизма', Беседы с дьяволом', 'Существование мифа', 'Культура и фетиш'.

В 1968 г. Колаковский был уволен из Варшавского университета и был вынужден эмигрировать. С 1970 года жил и работал в Оксфорде, был членом нескольких европейских и американских академий и лауреатом многочисленных премий.

Неоценимы заслуги профессора Лешека Колаковского также в деле помощи демократическому движению в Польше, поддержке 'Солидарности'.

В сегодняшнем номере 'Газеты выборчей' опубликована статья первого некоммунистического премьера польского правительства Тадеуша Мазовецкого, в которой он вспоминает профессора Колаковского. 'Присутствие', - такое название носит как публикация, так и книга, подаренная профессору Колаковскому друзьями в день его 60-летия, изданная в то время в стране подпольно, а за границей - издательством 'Анекс'.

Тадеуш Мазовецкий вспоминает, что он также вошел в список авторов этой книги, написав эссе, посвященное эволюции отношения Колаковского к христианству. И хотя, по мнению большинства, Лешек Колаковский был, прежде всего, тем мыслителем, который порвав с увлечением марксизмом, подверг его грандиозному и одновременно разрушительному интеллектуальному анализу в своем монументальном труде 'Главные направления марксизма', то чем дальше, тем больше в его философском наследии будут приобретать значение другие сферы его интересов, в том числе именно христианство, которому он стал незаменимым партнером, причем также партнером критикующим, - пишет Тадеуш Мазовецкий.

Лаконичная мысль Колаковского насчет церкви, которая должна понять, что коммунистическая система есть зло не потому, что она атеистическая, а потому, что в ее основе лежит тоталитаризм, была фактически решающей в деле вступления на ту же самую почву демократической оппозиции и католическо церкви, - продолжает Тадеуш Мазовецкий. Он подчеркивает, что Лешек Колаковский был, в первую очередь, мыслителем антитоталитарным. И в нашей борьбе за свободу он сыграл огромную роль, главным образом, путем влияния, которое он оказывал на интеллектуальное состояние представителей демократической оппозиции, но также как деятель Комитета защиты рабочих, а позже Гражданского комитета, а затем и своим участием в важнейших дискуссиях в уже свободной Речи Посполитой. Он был естественной состоявляющей тех кругов, которые представлял, и совершенно незамениморй личностью для всей польской культуры, - ставит точкуТадеуш Мазовецкий в своей статье о профессорое Колаковском в 'Газете выборчей'.

Газета 'Дзенник' сегодня также посвятила свои страницы ушедшему из жизни выдающемуся философу. 'Вечный искатель свободы', - так назвал Лешека Колаковского его коллега, философ и историк идей Марцин Круль. 'Наше мышление ищет уверенности и правды, но одновременно мы отдаем себе отчет в том, что никогда до них не дойдем, - цитирует автор мнократное высказывание профессора Колаковского. При этом отмечает, что как раз для Колаковского это никогда не было поводом для отчаяния. Наоборот - замечательным толчком к мышлению'. И нет здесь никакого парадокса, поскольку такова картина человеческого состояния, а а в ней - человеческой свободы, имеющей смысл в неутомимом поиске, и одновременно увечной, поскольку поиски эти не могут закончиться однозначным успехом, - пишет Марцин Круль.

Сложность и многозначность личности Лешека Колаковского отражена в высказываниях других представителей интеллектуальной среды, опубликованных в той же газете 'Дзенник'. Одновременно либералом, консерватором и социал-демократом назвали Колаковского социолог Ирэниуш Кшеминьский, философ, публицист и политик Ярослав Говин и экономист Рышард Бугай.

И, наконец, 'если бы не Колаковский, польская оппозиция выглядела бы иначе', - заключает в 'Дзеннике' Ян Литыньский, активист оппозиционного движения в период Польской Народной Республики, один из организаторов студенческих протестов 1968 года, на которого философские идеи Колаковского и особенно мысль, что тоталитаризм является не искажением марксизма, а прямым и логическим его продолжением, произвели колоссальное впечатление, в чем Литыньский признается в своем интервью.

Обсудить публикацию на форуме

______________

Сталинизм и нацизм: уроки истории для Европы ("Trend News Agency", Азербайджан)

Анджей де Лазари: Руслан, всякие фобии чушь ("ИноСМИ", Россия)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.