Из космического корабля – в песочницу

© Reutersлуна сша человек
луна сша человек
В ближайшие недели, через 40 лет после того, как Нил Армстронг впервые ступил на поверхность Луны, многонациональный экипаж проекта «Марс-500» покинет свой космический корабль и выйдет… в соседнюю песочницу.

«Космический корабль» для имитации полета на Марс фактически представляет собой металлический цилиндр и размещается на севере Москвы в одном из научно-исследовательских институтов. Последние 233 дня шесть членов команды провели внутри него, моделируя условия экспедиции на Марс. После изнурительного восьмимесячного «полета» команда должна 1 февраля выйти на орбиту Красной планеты и «осуществить посадку» 12 февраля.

Они выйдут в модуль с песком, который должен изображать поверхность Марса, проведут там ряд экспериментов, после чего снова войдут в капсулу и начнут долгое путешествие обратно на Землю.

«Они сохранили воодушевление, но некоторая усталость тоже заметна – это естественно», - говорит директор проекта – бывший космонавт Борис Моруков. Вчера, выступая перед журналистами, он признал, что после высадки, когда команда будет готовиться к новому долгому пребыванию в модуле, участникам может оказаться трудно переносить монотонность «полета». «Усталость и мысли о том, что все уже позади, могут грозить отрицательными последствиями», - считает он.

У экипажа нет доступа к телефонам, телевидению и прочим удобствам. С центром управления они могут связываться только по электронной почте, причем по мере их «удаления» от Земли нарастает временной интервал.

На борту стационарного космического корабля обитают шесть человек – три россиянина, француз, китаец и полуитальянец-полуколумбиец. Французский участник проекта Ромен Шарль (Romain Charles) недавно написал в блоге о том, как экипаж праздновал Рождество. «Для создания рождественской атмосферы нужен камин. На космическом корабле такую штуку найти трудно», - сообщил почти астронавт.

«Однако Диего отыскал выход – он нашел картинку с камином и распечатал большой постер». Елку команда сделала из картона.

Заявки на участие в проекте подали почти 6000 человек, и 20 % из них были женщинами. В итоге был составлен короткий список из 15 претендентов, из которых были выбраны шесть – исключительно мужчины.

«В нашем эксперименте не было ограничений для женщин, и были кандидаты-женщины, - заявил вчера г-н Моруков. - Но для женщин есть определенный психологический барьер, - в основном, им трудно оставлять ту среду, в которой они находятся и которая для них привычна».

Исходно организаторы утверждали, что однополый экипаж был выбран, чтобы снизить напряженность в коллективе. Десять лет назад в этом же институте скатился в хаос схожий эксперимент со смешанным экипажем, после того, как его канадская участница обвинила капитана-россиянина в сексуальном домогательстве, а еще двое участников устроили драку.

До настоящего путешествия на Марс пока далеко. Российские ученые утверждают, что должно пройти еще 15-20 лет, в то время как специалисты из НАСА говорят о нескольких десятилетиях. В октябрьском номере выходящего в США Journal of Cosmology ученые предложили послать экспедицию на Марс без расчета на возвращение, чтобы первые космонавты, которые отправятся на планету, стали не только исследователями, но и поселенцами.

Обратная дорога – с технологической точки зрения намного труднее, так как она потребует двойных запасов продовольствия и прочих ресурсов, а также возможности старта с марсианской поверхности.

Представители журнала заявили, что хотя практические выводы из статьи делать не предполагалось, в редакцию пришли письма от более чем 500 человек, которые хотели бы быть в числе пионеров освоения Марса.