В невероятно популярной компьютерной игре StarCraft события разворачиваются вокруг борьбы между тремя расами пришельцев, которые сражаются друг с другом за контроль над галактикой. Представители одной из рас – гуманоиды терраны – стремятся колонизировать новые планеты; обладающие развитыми технологиями и телепатическими способностями протоссы жаждут духовного освобождения; цель живущих огромными ульями зергов  - поглотить, разорить и ассимилировать всех, кто оказался достаточно глуп, чтобы встать на их пути. Игроки выбирают расу, а затем часами создают и оттачивают свои стратегии, при помощи которых они должны нанести поражение своим противникам. Они тщательно планируют и создают свои экономические и военные подразделения в этом футуристическом научно-фантастическом мире. Однако мы рассмотрим только одну из вымышленных рас этой игры – зергов – с их уникальной историей жизни и эволюцией. 

 

В этой статье мы расскажем вам об удивительном сходстве между зергами и их братьями из реального мира насекомых. Достаточно сказать, что на создание зергов разработчиков игры вдохновила биология насекомых, однако степень такого поразительно схожего морфологического разнообразия у этих двух рас действительно вызывает удивление. Это особенно заметно, если рассматривать их морфологию (внешний вид), их социальные иерархии и их военную тактику. 

 

Сверхорганизм: социальная иерархия у зергов и насекомых

 

Зерги продолжают эволюционировать даже в самых сложных условиях, потому что – давайте это признаем – планету Чар нельзя назвать колыбелью жизни. Они разыскивают хищников высшего порядка в различных мирах, чтобы ассимилировать их и «поглотить» их геномы. Это дает им возможность создавать более сильные и разрушительные разновидности подразделений зергов. Этот процесс идет в соответствии с «псионическими» директивами Сверхразума – коллективного сознания, которое контролирует рой зергов. Будучи довольно слабыми в физическом смысле, коллективные насекомые на нашей собственной планете выполняют директивы, аналогичные директивам зергов, используя при этом феромонные тропы, создаваемые членами колоний или королевами. Как и в случае с дронами зергов, каста рабочих у некоторых коллективных насекомых добывает еду, строит гнездо и заботится о личинках. Более развитые сообщества насекомых имеют более сложную структуру разделения рабочих обязанностей, в рамках которой появляются подклассы, выполняющие более специализированные функции. Такая уникальная социальная структура позволила этим насекомым взаимодействовать, чтобы заниматься сельским хозяйством, охотиться, создавать живые мосты и даже живые плоты. То, как эти способности развивались в ходе эволюции, отличается от того, как это происходит в StarCraft, когда вы просто перескакиваете из одного периода эволюции зергов в другой..

 

Помимо разделения труда, некоторые коллективные насекомые смогли выработать интересные отношения с окружающими их флорой и фауной. В то время как у зергов есть свои собственные симбиотические паразиты (к примеру, глейв-вюрмы Муталиска, нервные паразиты инфесторов и брудлинги брудлорда), некоторые виды муравьев тоже сформировали довольно интересные симбиотические/паразитические отношения. К примеру, некоторые разновидности муравьев защищают и пасут тлю/гусениц, выделяющих сладкий секрет. Инфестор зергов использует символического паразита, который способен захватить и установить контроль над вражескими войсками. В мире насекомых существует особый паразитический гриб, который способен менять поведение некоторых разновидностей муравьев. В частности, зараженные грибом Ophiocordyceps муравьи против своей воли меняют свое поведение и подвергают себя опасности нападений со стороны хищников, свешиваясь с листьев, расположенных высоко над землей. Находясь под контролем гриба, эти муравьи погибают, и из их головы вырастает стебель стромы с плодоносящим телом гриба (это напоминает нервного паразита инфестора), который ищет себе нового хозяина.

 

Созданные для войны: тактика

 

Тактика зергов довольно разнообразна – от массированных нападений на противника до попыток найти баланс между более сильными отрядами и дешевыми рабочими особями. В мире насекомых «массированное нападение зергов» является главной тактикой муравьев-кочевников. Эта разновидность муравьев демонстрирует «поведение легионеров» и зачастую воздерживается от разведки, предпочитая быстро пускать в ход огромную армию одноразового применения, способную захватывать одну территорию за другой. Такие колонии муравьев стремительно осваивают новые территории, при этом кочевая и оседлая фазы сменяют друг друга, подобно тому, как это происходило в случаях с римскими легионами.

 

Помимо создания многочисленных армий с дешевыми рабочими, смертельный удар наносит каста солдат. Такая стратегия у муравьев-кочевников (и других разновидностей) во многом основывается на том, что сначала противника изматывают дешевые рядовые рабочие, за которыми идут более крупные смертоносные солдаты (зачастую они обезглавливают или расчленяют своих противников).

 

Стоит отметить, что такой стратегии наступления можно противостоять: муравьи Pheidole obstusospinosa выработали уникальную тактику защиты против подобных нападений. У этих муравьев появилась (в дополнение к касте солдат) каста сверхсолдат, имеющих очень большую голову, которой они перекрывают входы в их гнезда (напоминает греко-римские фаланги). Эта стратегия позволяет использовать преимущество естественных узких проходов и выиграть время для подготовки контратаки.

 

Оружие: химическая война

 

Поскольку коллективные насекомые (муравьи, термиты, пчелы и некоторые разновидности ос) в основном сражаются в ближнем бою, они выработали целый арсенал орудий для ведения войны, подобных тем, которые зерги используют в рукопашных боях и стрелковых атаках. Насекомые семейства Hymenoptera (осы, пчелы и муравьи) разбрызгивают кислоту на своих противников – трутней и тараканов, а создание ловушек для противников является стратегией термитов, которые выделяют клейкую жидкость из железы, расположенной у них на лбу – все это очень напоминает выращивание грибов инфесторами и ловушки королевы в StarCraft1. Однако самой впечатляющей тактикой коллективных насекомых является ввод в действие отрядов самовзрывающихся смертников, которые появились как у муравьев, так и у термитов. Обитающие на деревьях муравьи Camponotus saundersi способны взрываться, разбрызгивая яд на находящихся рядом противников, точно так же как банелинги из StarCraft. У термитов к такой тактике могут прибегать только старые рабочие, у которых на спине вырастают маленькие синие мешочки с ядом. Эта уникальная, появившаяся в процессе эволюции способность есть только у общественных насекомых, у которых разделение обязанностей позволяет отдельным особям выполнять репродуктивные (королева) и нерепродуктивные функции (солдаты и рабочие) – ценность особей второй группы довольно низка, поэтому они могут позволить себе погибнуть.

 

Между тем, у зергов есть достаточно много схожих черт с насекомыми, которые не относятся к семейству коллективных насекомых. Толстый панцирь и щит у зергов нужны для того, чтобы защищать и модернизировать бойцов армии (как в случае с роучами и ультралисками). Хотя в природе и не существует насекомых, способных остановить пулю, лучшим примером насекомого с толстой броней могут стать сверчки Acanthoplus discoidalis с прочным наружным панцирем. Эти сверчки обладают толстым хитиновым панцирем (с шипами!), который защищает его от крупных хищников, таких как тараканы, и могут извергать содержимое желудка, что также является их защитным механизмом. В отличие от зергов, такая тактика защиты сверчков подкрепляется их способностью выделять гемолимфу (то есть кровь), чтобы отпугнуть противников. Забавный факт: после того как они выделили гемолимфу, они должны немедленно очиститься от нее, иначе их могут съесть другие сверчки.

 

Помимо бронированных роучев, ультралиски имеют в своем распоряжении пару похожих на клыки кос, которые они используют для нанесения сплэш-урона вражеским отрядам и которые имеют широкую зону действия. Жуки-рогачи обладают очень похожими рогами, хотя они и не используют их в тех же целях, что зерги. Жуки-рогачи используют их в качестве доказательств сексуальной активности, в качестве оружия в борьбе с другими самцами и с другими насекомыми.

 

Наконец, сходства во внешнем виде (но не по функциям) есть также у правителя роя зергов и водяного клопа. Хотя его название и не внушает страх, это довольно крупное хищное насекомое, которое питается мелкими обитателями водоемов (в том числе недавно вылупившимися черепахами и змеями) и укус которого считается одним из самых опасных укусов насекомых. С другой стороны, водяного клопа можно по праву назвать примерным отцом, поскольку самцы тратят достаточно много времени и сил, нося на спине кладку яиц, пока они не вылупятся. А вот правители роев зергов отправляют их на верную гибель.

 

Зерги из StarCraft являются удивительным примером воплощения идей научной фантастики в видеоиграх. Хотя нам неизвестно, черпала ли команда компании Blizzard вдохновение в мире насекомых, но сравнение этих выдуманных персонажей и их собратьев из реального мира свидетельствует об определенном творческом влиянии. В настоящее время поведение насекомых привлекает огромное внимания со стороны исследователей, интересующихся изучением неочевидного поведения, роевого интеллекта и моделей искусственного интеллекта. Зная о важности тактики в StarCraft, будет интересно понаблюдать за тем, как отдельные виды будут бороться с лучшими профессиональными геймерами.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.