В среду французское правительство представило в парламенте проект оборонного бюджета на 2013 год: он составляет 31,4 миллиарда долларов, что является достаточно стабильным показателем по сравнению с 2012 годом. Кроме того, через несколько месяцев будет обнародована новая доктрина со стратегическими приоритетами Франции.

Atlantico: Министру обороны Жану-Иву Ле Дриану (Jean-Yves Le Drian) поручили урезать расходы его ведомства для «стабилизации ресурсов». Глава генерального штаба армии адмирал Эдуар Гийо (Edouard Guillaud) предупредил Национальное собрание о «необратимых стратегических, операционных и промышленных последствиях», к которым могут привести подобные сокращения. Франция сегодня пересматривает свои геополитические планы?

Этьен де Дюран: Как мне кажется, существует два подхода к бюджетным сокращениям. Первый из них примерно соответствует нынешнему бюджету: французские планы нужно пересмотреть в сторону понижения в частности из-за того, что наши заказы нужно будет распределить по времени, а бюджет на проведение операций также будет уменьшен. Далее существует еще и второй, более серьезный порог, за которым лежит уже действительно «необратимая» потеря стратегических позиций. В таком случае существует риск того, что Франция может превратиться в нечто вроде «Венгрии с бомбой». Если бюджетные сокращения в оборонной сфере будут разумными, Франция, вполне вероятно, впоследствии сможет встать на ноги и вернуть себе место, которое занимает сегодня. Кроме того, умеренные сокращения не представляют слишком серьезной угрозы для наших технологических возможностей, если они не продлятся дольше нескольких лет. В то же время политика долгих отсрочек или резких отмен заказов, к сожалению, способна привести к закрытию промышленных предприятий, что отразится не только на нашей обороне, но и занятости населения.

— Будет ли Франция расширять политику сотрудничества с традиционными союзниками (Европа и США), чтобы снять с себя часть национальных расходов?


— Нынешнее правительство, по всей видимости, отдает предпочтение европейскому варианту. Тем не менее, призыв к формированию единой европейской оборонной системы, которую поддерживают на всем Западе, в том числе и в США, сегодня выглядит скорее как некие пустые мечтания, нежели реальность. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на оборонные бюджеты европейских государств, особенно небольших, которые неизменно сокращаются в последние годы. Зная, что Европа обращается в сторону Франции и Великобритании для обеспечения большей части оборонных программ, было бы как минимум парадоксально рассчитывать на эти самые страны, чтобы уменьшить наши собственные расходы в этой сфере.

Да, перед нами действительно открываются определенные перспективы в плане «раздела возможностей» в Европе. В 2010 году Франция подписала двустороннее соглашение с Великобританией, которое создает условия для реализации подобных инициатив. В то же время нельзя забывать, что эти соглашения о разделе возможностей неизменно основываются на принципе равнозначного обмена (например, технологиями или военными силами, — прим. ред.), что изначально предполагает, что у нас есть чем делиться.

Если все эти варианты окажутся несостоятельными, и в ближайшие годы в Европе начнется массовое разоружение, ей действительно понадобится де факто положиться на американскую защиту. Сегодня в политике, как на правом, так и на левом фланге, существует определенное лицемерие, которое заключается в громогласном утверждении стратегической и военной самостоятельности Франции, хотя мы все еще зависим от американцев в некоторых областях, как это продемонстрировали операции в Ливии. Если сегодня мы будем урезать оборонные расходы, то завтра придерживаться такой политической линии уже точно не выйдет.

— Три крупнейших военных державы (Китай, Россия и США) последние десять лет находятся в фазе перевооружения армии. Так, может, Франция выбрала крайне неудачный момент для сокращений?


— Здесь стоит уточнить, что Китай не перевооружается, а уже очень давно придерживается логики модернизации своих оборонных возможностей. Хотя, конечно, за последние годы наблюдается заметный рост китайских затрат на оборону (+189% с 2000 по 2010 год). Что касается всего остального, действительно можно сказать, что весь мир перевооружается, а Европа разоружается.

Как бы то ни было, пока нам неизвестны точные масштабы этих сокращений, поддаваться пессимизму было бы преждевременно: умеренное и ограниченное по времени сокращение оборонного бюджета выглядит совершенно неизбежным с учетом наших экономических трудностей. Тем не менее, оно должно быть временным и разумным так, чтобы примерно через три года мы смогли бы приступить к восстановлению военной мощи страны.

Этьен де Дюран, директор Центра оборонных исследований Французского института международных отношений.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.