Что касается этапов развития Европейского экономического сообщества, Америка, поддерживая инициативы, призванные обеспечить объединение Европы, переход от немецко-французской конкуренции к дружественным отношениям государств, в период после Второй мировой войны стремилась сохранить превосходство, достигнутое по отношению к европейским экономикам. За прошедшие с тех пор годы американская экономика изменилась: в структуре экспорта на передний план вышли передовые технологии, вооружения и другая конкурентоспособная продукция. В экспорте промышленной продукции набрали силу европейские страны. Япония, Корея и Китай, постепенно выходя на мировые рынки промышленной продукции, со временем составили серьезную конкуренцию. В результате данных событий стали возникать суждения о том, что силовые центры смещаются в Азию, и правом голоса на международной арене в будущем начнут обладать другие растущие экономики. Стремясь преодолеть кризисную ситуацию в экономической сфере, Америка и ЕС пришли к осознанию того, что сохранение их господствующего положения в экономике мира теперь возможно не через конкуренцию друг с другом, а через совместные действия. И хотя данный процесс содержит бесчисленное множество трудностей, США и Европа прилагают значительные усилия для того, чтобы определить рамки сотрудничества. Среди таких усилий, несомненно, важным шагом станет заключение соглашения США-ЕС о свободной торговле.

Турцией и ЕС было подписано соглашение о таможенном союзе. Изначально высказывались предположения о том, что оно убьет нашу промышленность, однако, как стало очевидно в дальнейшем, данное соглашение явилось базовой составляющей, упростившей экспорт нашей промышленной продукции в государства ЕС. Оно также стимулировало приток иностранных инвестиций в нашу страну. Однако с заключением этого соглашения возникли две немаловажные проблемы. Во-первых, в соответствии с ним все упрощения, льготы и привилегии, применяемые по отношению к странам ЕС, Турция должна распространять и на государства, с которыми ЕС заключил соглашения о свободной торговле. Причем необходимости в подписании соответствующих соглашений с Турцией для данных государств нет; их товары в более упрощенной форме попадают на турецкий рынок, и принимать аналогичные меры в отношении турецкой продукции им вовсе не обязательно. В то время как экспорт этих стран в Турцию увеличивается, в импорте нашей страны не происходит параллельной динамики. К этой проблеме необходимо добавить еще одну. Когда ЕС заключает соглашения о свободной торговле с другими государствами, то принимаются во внимание потребности экономик стран-членов союза. Вместе с тем отсутствует какой-либо механизм, который бы обеспечил в переговорном процессе с ЕС защиту интересов Турции.

Вы можете справедливо заметить: «Как такой пробел был допущен в соглашении о таможенном союзе?» Вы правы! Хотя вступить в переговоры о членстве в ЕС сложно, привнесение необходимости заключения соответствующих соглашений с Турцией для стран, подписавших соглашения о свободной торговле с ЕС, несомненно, не должно было быть излишне сложным. Изначально негативные последствия этой ошибки в полной мере не осознавались, но, как только ЕС стал подписывать такие соглашения с крупными экономиками, тотчас же обнаружились проблемы, с которыми мы неизбежно столкнемся. Как и по многим другим вопросам, в основе данного препятствия лежит тот факт, что, как мы тогда полагали, упрощения потребуется распространить и на Кипр.

Хотя вина отчасти лежит и на Турции, возникает ситуация, которая нуждается в нашей корректировке. Мы вынуждены приложить серьезные усилия для того, чтобы определить, чего мы хотим, провести эффективную подготовку и упорно отстаивать свои требования на всех соответствующих площадках. Прежде всего для приобретения влияния на интересующем нас американском рынке мы должны обязательно планировать свое участие в соглашении о свободной торговле, которое будет заключено между США и ЕС. Однако мы были ориентированы на излишне востребованное на уровне правительства бросание вызова и достижение результатов через всевозможные устрашения. На мой взгляд, вопрос обладает такой серьезностью, которая потребует затраты тонких и системных усилий. Проявление несдержанности может и не стать эффективным путем.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.