Сегодня открывается 66-й Каннский кинофестиваль. Прекрасно. Только вот всем на него наплевать.
Должен сказать, что лично у меня Каннский фестиваль никогда не вызывал ничего, кроме раздражения.
По двум причинам. Во-первых, из-за самой церемонии. Во-вторых, потому что меня на нее не пригласили. Возможно, что первая причина проистекает из второй, и если бы меня пригласили на эту вечеринку, я бы смотрел на все несколько иначе. Хотя все равно сомневаюсь.
Каннский фестиваль вызывает у меня точно такое же отторжение, как и светская хроника о жизни коронованных особ. Маленькие люди с ничем не примечательной жизнью жадно следят за этой роскошью и блеском перед экранами своих телевизоров. Они приходят в экстаз при виде платья последней модной актриски, того, как оно взлетает по ступеньками или стелется по красной ковровой дорожке. Все это тем увлекательнее, что напрямую связано с кино...
Читайте также: Том Хэнкс о кино, политике, «папках с женщинами»
Перед нами разворачивается чудовищный маскарад, от которого по-хорошему вообще-то стоило бы избавиться. Нужно быть у всех на виду, стать частью этого мирка. В противном случае вас как бы не существует. Однако давайте признаем очевидное: мы получили те ценности, которые заслуживаем. Когда нам всерьез говорят, что лучшая часть всего нашего общества — это микрокосмос актеров, нам больше не на кого злиться, кроме самих себя. Каннский фестиваль лишь отражает искажение ценностей нашего общества.
Как бы то ни было, не буду столь категоричен. Нужно отличать форму (цирк) от содержания (награды): если фильм получает приз в Каннах, это дает зрителю некое представление насчет его качества. На решение жюри в целом можно положиться, хотя иногда оно и вызывает сомнения, как, например, в тот год, когда фильм «Класс» Лорана Канте обошел «Вальс с Баширом» Арии Фольмана, который был настоящим шедевром.
Также по теме: Пытки, ложь и Голливуд
Поэтому лучше не следить за Каннским фестивалем в СМИ, а просто посмотреть получившие награды картины, особенно в таких категориях, как «Особый взгляд», где зачастую можно наткнуться на очень сильные фильмы. Тем не менее, чтобы пройти отбор в программу, понятное дело, тоже нужны связи. Каннский фестиваль оказался в своеобразных тисках. В тисках между небольшим киношным мирком, который ориентируется на специалистов и сам выдает себе награды, и стремлением дать толчок картинам, которые на самом деле заслуживают успеха, но не смогли бы привлечь к себе внимание без каннских наград. Будем надеяться, что в отличие от прошлых лет, в этом году «золотая пальмовая ветвь» достанется качественному фильму, а не такой чуши, как прошлогодняя «Любовь» Ханеке...
Поэтому я не собираюсь смотреть церемонию открытия Каннского кинофестиваля в этом году. Как не смотрю и церемонии с участием коронованных особ.
Антуан Бюэно (Antoine Bueno), писатель и преподаватель в парижском Институте политических исследований.