В период коллективной национальной депрессии фестиваль в Каннах предоставляет французам драгоценную возможность показать миру, что их страна по-прежнему способна принимать у себя самый престижный кинофестиваль, устраивать вечеринки с участием огромного количества звезд и собирать вместе ярчайшие таланты Голливуда, - в язвительном тоне пишет британский Economist. Кроме того, Канны традиционно дают возможность кинематографистам акцентировать внимание на какой-либо проблеме. Очевидно, что картина, победившая на фестивале в этом году, ставит перед собой именно такую задачу. Обладателем Золотой пальмовой ветви 66-го Каннского фестиваля стала кинолента французского режиссера тунисского происхождения Абделатифа Кешиша под названием «Жизнь Адель» (по мотивам романа Маро «Синий – самый теплый цвет») – трехчасовая эротическая мелодрама о взаимоотношениях двух лесбиянок. Газета «Либерасьон» уже успела окрестить эту картину «идеальным символом».

Адель, ученица многонациональной школы в Лилле, готовится стать учителем. Ее роль исполняет девятнадцатилетняя актриса Адель Экзаркопулос, ставшая настоящим открытием сезона. По сюжету девушка влюбляется в молодую художницу с внешностью мальчишки-сорванца и волосами, покрашенными в синий цвет; смятение чувств сменяется бурным восторгом и, наконец, меланхолией. Это ничуть не сентиментальная история о взрослении и женской природе, страсти и ярости, наполненная множеством откровенных эротических сцен.

Глава жюри фестиваля, американский режиссер Стивен Спилберг, заявил, что решение жюри не имеет никакого политического подтекста. «У нас и мысли не было о политике», –утверждает главный судья фестиваля. И все же, Золотая пальмовая ветвь была присуждена в день, когда толпы демонстрантов вышли на улицы Парижа в знак протеста против нового закона о легализации однополых браков.

Должны ли Канны шокировать? В последние годы жюри Каннского фестиваляне без удовольствия превращает выбор победителя в злободневное политическое заявление. Когда в 2004 году приз Каннского фестиваля достался Майклу Муру за документальный фильм «9/11 по Фаренгейту», состоящий из критики и обвинений в адрес президента США Джорджа Буша-младшего, публика встретила режиссера двадцатиминутными овациями стоя. В последние годы награда фестиваля не раз вручалась авторам, чьи картины поднимают самые болезненные проблемы, такие как аборт («4 месяца, 3 недели и 2 дня» Кристиана Мунджиу) или независимость Ирландии («Ветер, что колышет вереск» Кена Лоуча).

Тем не менее, судя по почти единодушному одобрению критиков, картина обладает не только политической, но и художественной значимостью. Французское издание «Либерасьон» называет киноленту «блестящей» и «намного превосходящей соперников». «Ле Монд» дает ей определение «эмоционального, эротического потрясения». «Варьете» описывает «Жизнь Адель» как «сокрушительно глубокую интерпретацию образа». До недавнего времени Кешиш был знаменит своими реалистичными, но трогательными драмами, действие которых разворачивается в иммигрантской Франции («Уловка» (L’Esquive), «Кускус и барабулька» (LaGraineetleMulet). Последняя работа режиссера – во многом продукт французского мейнстрима: смелое кино с откровенными сценами, снятыми крупным планом, воспевающее независимость и страсть. Однако, Европа, к большому сожалению, стремительно и достаточно очевидно уходит от традиционных ценностей, и поэтому фильм стал своего рода ярким художественным символом этого процесса.

А что же консервативная и традиционная Британия? – задаются вопросом сами британские наблюдатели. К разочарованию значительной части общества, правительственный билль об однополых браках преодолел сопротивление, главным образом, значительной части консервативной фракции, в нижней палате Парламента. Голосование отразило обострившиеся ценностные противоречия в обществе. Следующий непростой этап – рассмотрение в Палате лордов, которое станет, по всем прогнозам, чрезвычайно напряжённым. Тем не менее, учитывая мощную поддержку билля в английском истеблишменте, особенно в его нетрадиционных кругах, сомневаться в перспективах принятия закона не приходится.

Что касается последствий, то пока ясно одно – по авторитету руководства консервативной партии нанесен еще один серьезный удар. Как-никак консерватизм укоренен в традиционных ценностях общества, и готовность ими поступиться может, как считают аналитики, лишить партию тори существенной части смысла существования в глаза её электората.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.