Сомнительные партийные расходы, спонсорские авантюры, переходы политиков на работу в крупные транснациональные концерны... Годы правления Ангелы Меркель были годами лоббизма, констатируют эксперты организации LobbyСontrol. А «черно-желтая» правящая коалиция не предприняла ничего, чтобы помешать этому.

Концерн Daimler попал в федеральное правительство. Как выяснили оппозиционные депутаты Бундестага, доверенное лицо канцлера Ангелы Меркель Экхарт фон Клаеден (ХДС) станет новым главным лоббистом автогиганта из Штутгарта. Этот факт вызвал много шума, и список лиц, «перетекших» из политической сферы в экономическую, довольно велик. Да и вообще, лоббисты активно участвуют в политической жизни, когда возникает необходимость повлиять на принятие тех или иных решений в интересах их заказчиков. Правительство Меркель поощряло таких «агентов влияния» крупного бизнеса. Это следует из доклада LobbyControl за 2013 год.

Эксперты проанализировали последние четыре года деятельности «черно-желтого» правительства и сделало неутешительные выводы для членов коалиции (Христианско-демократического союза (ХДС) и Свободной демократической партии (СвДП). При этом влияние лоббистов при принятии важных решений вызывало все больше и больше критики, в частности, в таких вопросах, как регулирование финансовых рынков, применение «зеленых» технологий в энергетике, информационная безопасность и защита авторских прав.

Лоббирование определенных интересов и связанные с этим аферы вызвали широкую общественную дискуссию на тему: «Как можно максимально жестко регулировать и держать под контролем лоббизм?», в том числе и в Бундестаге. Но независимо от того, шла ли речь о прозрачности финансирования партий, о декларации дополнительных доходов чиновникам или о введении специального реестра лоббистов, «черно-желтая» коалиция, по свидетельству авторов доклада, упорно отказывалась признавать наличие такой проблемы. «По крайней мере, когда речь заходила о конкретных действиях, реакция была одинакова: «черно-желтые» блокировали соответствующие решения», написано в докладе, имеющемся в распоряжении Handelsblatt.

Лишь в вопросе декларирования дополнительных чиновничьих доходов коалиция согласилась на уступки, да и то не совсем добровольно, а под влиянием дебатов о заработке Пеера Штайнбрюка (кандидата на пост федерального канцлера от Социал-демократической партии Германии (СДПГ) – прим. пер.) за чтение лекций.

Особенно неприятно экспертам, что правительство Меркель отказывается признавать, что лоббисты действуют «в тени», и поэтому политические процессы должны стать более прозрачными для общественности.

В минувшие четыре года в Бундестаге неоднократно велись дискуссии о транспарентности деятельности лоббистов. Если конкретно, то речь шла о создании реестра, в который должны быть внесены все лоббисты с указанием их заказчиков и финансовых источников. Но «черно-желтые», по словам экспертов, «последовательно отказывались делать конкретные шаги в этом направлении».

При этом необходимость действовать была очевидна. Незадолго до выборов в Бундестаг 2009 года LobbyControl выяснила, что концерн Deutsche Bahn (DB, Немецкие железные дороги) в 2007 году провел скрытую пиар- и лоббистскую кампанию в пользу приватизации железных дорог. DB заключил тогда соответствующее соглашение с агентством European Public Policy Advisers GmbH (EPPA). Заказчики при этом оставались неизвестными. EPPA, в свою очередь, наняла берлинский «мозговой центр» Berlinpolis, который, собственно, и предпринимал конкретные действия. В частности, он организовал конференцию с участием тогдашнего министра транспорта Тифензее и «40 ведущих представителей общественных институтов и экономических кругов».

Тифензее заявил в мае 2009 года, что участвовал в этом мероприятии, «совершенно не зная о манипуляциях со стороны Berlinpolis». «Это свидетельствует о том, что и ведущие политики не всегда понимают, с кем имеют дело», - утверждают эксперты.

Еще одним излюбленным полем деятельности лоббистов является политика в области вооружений. Эксперты LobbyControl указывают на то, что до сих пор «совершенно непонятно», кто и в каком объеме лоббирует интересы производителей и экспортеров вооружений - как со стороны предприятий, так и со стороны покупателей оружия. Реестр лоббистов в случае его создания пролил бы свет на то, кто замешан в такие дела, в том числе среди бывших политиков и бывших военных.

Не менее критически смотрит LobbyControl и на своего рода смену профиля, когда политики, как, например, Герхард Шредер или Йошка Фишер переходят в экономическую сферу. В таких случаях часто остается непонятным, делают ли они это по собственной инициативе или за ними стоят некие круги, предпочитающие оставаться в тени.

Наглядным примером является в этом смысле бывший министр иностранных дел Ганс-Дитрих Геншер. Он занимает пост почетного председателя попечительского совета лоббистского и пиар-агентства WMP Eurocom и одновременно почетным председателем аналогичного органа в агентстве Consultum Communications, в котором заседает также бывший министр экономики Михаэль Глос.

По данным экспертов, агентство Consultum Communications работает над улучшением международного имиджа Азербайджана по заказу правительства этой страны. В этом задействованы и Геншер с Глосом, участвующие в различных мероприятиях. В реестре лоббистов, по словам экспертов, раскрывалась бы информация о том, какие личности, в том числе среди политиков, занимаются лоббистской деятельностью.

Много шума наделала последняя такая «смена профиля». Когда в мае министр Клаеден предал огласке свой переход в Daimler, он подвергся жесткой атаке со стороны оппозиции. Представители ХДС, в свою очередь, указали на переход бывшего канцлера Герхарда Шредера (СДПГ) на работу в Газпром в 2005 году, а также на переход Хильдегард Мюллер (ХДС) в Федеральный союз энергетики и водоснабжения в 2008 году. Ни в том, ни в другом случае социал-демократы не имели ничего против.

С точки зрения LobbyControl, случай с Клаеденом наглядно иллюстрирует, как конкретные спорные ситуации могут разрешаться с учетом партийной политики, хотя этот феномен не привязан к конкретной партии. «Бессилие партий заключается в том, что между отдельными случаями, подробно освещаемыми масс-медиа, они не могут придумать новых правил игры, - критикуют эксперты. - Наибольшую ответственность за это несет ХДС, которая на протяжении восьми лет является партией, образующей правительство и членом которой является канцлер».

Но политика не воспринимает критику, когда речь идет о регулировании лоббизма. В первую очередь, LobbyControl упрекает в бессилии канцлера Ангелу Меркель. Когда в конце 2011 года разразился «кредитный скандал» вокруг тогдашнего федерального президента Кристиана Вульфа (да и в других случаях), Меркель часто представала в СМИ как «сама невинность», о которой нельзя даже подумать, что она была бы способна на аналогичные проступки.

Но Меркель отвечает не только за свои собственные действия, считают эксперты. «Будучи канцлером и председателем партии, имеющей крупнейшую фракцию в парламенте, она также несет ответственность и за политические рамочные условия лоббизма». А вот в этом аспекте она довольно слаба.

Кроме того, эксперты упрекают Меркель в недостаточной жесткости, как, например, в ситуации вокруг «спонсорского скандала» в 2010 году, в который оказался вовлечен тогдашний премьер-министр земли Северная Рейн-Вестфалия Юрген Рюттгерс. «Ее стратегия понятна: в дискуссии о лоббизме очки набирает, главным образом, оппозиция. Поэтому «черно-желтые» стараются обходить эту тему стороной», - резюмируют эксперты. Кроме личных интересов, это, по мнению LobbyControl, является важным моментом, объясняющим блокирование этой темы ХДС и ее партнером по коалиции, Свободной демократической партией (СвДП).

Великобритания, к примеру, продвинулась по этому пути значительно дальше. После недавнего очередного коррупционного скандала, разразившегося в Соединенном Королевстве, правительство намерено до 18 июля внести в парламент законопроект об ужесточении контроля за лоббистами. Премьер-министр Дэвид Кэмерон собирается создать реестр, в который должны быть включены лоббисты и их заказчики.

LobbyControl делает ставку на ближайшие месяцы. «В ходе предвыборной борьбы мы обязательно поднимем тему ограничений лоббизма», - предупреждают эксперты. После выборов они намерены держать под контролем переговоры о создании коалиции. «Будущее правительство должно доказать, что оно всерьез намерено регулировать вопросы лоббизма».

Потому что ясно одно: прозрачность и ограничение лоббизма неотделимы от жизнеспособной демократии.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.