Нант, Франция – Этот постиндустриальный город, расположенный недалеко от побережья Бретани, перепробовал все возможные варианты для того, чтобы чем-то отличаться от других важных городов Франции.

Различные забавы в стиле парка аттракционов объединены с объектами искусства в общественном пространстве – их в буквальном смысле огромное количество, в том числе гигантский металлический слон, шагающий с 30 людьми на спине и игриво распрыскивающий воду из своих цистерн на тех, кто находится внизу. Есть мемориал, посвященный отмене рабства, и это своего рода признание вины (mea culpa) морского порта, который в свое время был главным перевалочным пунктом работорговли. А еще, конечно же, в Нанте находится центр для проведения конференций и повсеместно доступна литература, расхваливающая этот город как центр Европы, с указанием транспортных маршрутов, ведущих к находящимся на равном удалении Дублину, Лиссабону и Милану.

Однако всего этого оказалось недостаточно. Поэтому город начал агрессивную кампанию с целью стать предельно возможным зеленным городом, и сделать это своего рода главной отличительной чертой.

Трансформация оказалась совсем не легкой

«Они не хотят больше видеть в Нанте автомобили», - отметил учтивый джентльмен, забравший меня накануне вечером на автомобиле у отеля Sozo, расположенного в перепрофилированном здании часовни. Он только что получил штрафную парковочную квитанцию за совершенное им преступление, поскольку его «мини» простоял на улице больше положенного времени на пять минут. 

В тот вечер я направился на Всемирный саммит ЭкоСити. Я еще не перестроился по времени после долгого перелета, опаздывал – признаюсь!  - и поэтому сел в машину. Однако Нант хочет, чтобы я ходил пешком, ездил на велосипеде или передвигался на сверкающих белой краской новых трамваях, курсирующих по городу один за другим с интервалом в две-три минуты. 

Главный способ стать зеленым для Нанта, бесспорно, состоял в ограничении использования автомобилей. Принятые меры заметны на широких улицах, ведущих к центру города: транспортная иерархия была перевернута. 75% уличного пространства теперь занимают широкие выделенные полосы для автобусов. Через каждые несколько кварталов установлены аккуратные новые остановки. Тогда как автомобильное движение перенесено на узкие проезды по обеим сторонам от выделенных полос.

Водители уступили место пешеходам, и они теперь смело шагают по переходам. Парковочные места сведены до минимума, и бывшие места для автомобилей стали общественным пространством, как на площади Times Square. Жители города используют примерно 1000 велосипедов, которые можно взять напрокат примерно на сотне специальных пунктов, а затем перемещаться по сотням километров велосипедных дорожек.

Есть и другие части зеленой программы, в том числе имеющие отношение к адаптивному использованию и перепрофилированию промышленных помещений – от табачного комплекса до бисквитной фабрики. В дельте реки используются все формы сохранения окружающей среды, а раньше эти места в течение многих лет подвергались всевозможному загрязнению в результате работы верфей и другой связанной с судостроением промышленной деятельности. Большое внимание также уделяется местной еде: нежные лангустины и бокал производимого в этом регионе легендарного «Мюскаде» можно получить в таких дико крутых местах как Be2N и Etrillum.

Однако культурный сдвиг в области транспорта наиболее заметен. Водителей, которые когда-то правили в этом пространстве, теперь, вероятно, нельзя обвинить в том, что они чувствую себя гражданами второго сорта.

За все свои усилия Нант в 2013 году был назван европейской зеленой столицей. Ранее эту награду, присуждаемую Еврокомиссией, получили Стокгольм (центр этого город также почти свободен от автомобилей) и Гамбург.

Обращает на себя внимание то, что предыдущим победителем оказался более средний по размеру и ничем особо не примечательный город (Витория-Гастиес?) Тогда как Лондон и Нью-Йорк входят в главную лигу по устойчивому развитию. Для городов второго ряда, ищущих свою идентичность и смысл существования, пытаться стать более зеленым, чем равные по силе конкуренты, является сложной задачей – это своего рода муниципальная гонка вооружений. Казино, холл славы, музей, построенный архитектором-звездой, спортивная арена? Забудьте об этом. Команда экономического развития намерена похвастаться большим количеством пунктов проката велосипедов, чем Ле-Ман или Лион.

Если Нант рассчитывает когда-нибудь стать Кливлендом Франции, то он сначала должен двигаться к тому, чтобы превратиться в Портленд Франции. Это похвальные амбиции, однако еще предстоит проделать большую работу по приданию городу индивидуальности. На обеде по завершении конференции в Париже – что неизбежно – некоторые участники смотрели на меня без всякого интереса, когда я рассказывал им о зеленой столице в двух часах езды на скоростном поезде. Они там никогда не были.

 

Энтони Флинт является стипендиатом Института земельной политики имени Линкольна – научно-исследовательского института в Кембридже, штат Массачусетс. Он является автором нескольких книг. Его новая книга «Ворон. Жизнь Ле Корбюзье, основоположника модерна» (The Raven: The Life of Le Corbusier, Maker of the Modern) выйдет в издательстве Amazon Publishing осенью 2014 года.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.