Некоторые писатели точно попадают в нерв того времени, другие оказываются затеряны где-то в литературных архивах. Среди первых в мире наиболее известен, пожалуй, Александр Солженицын, лауреат Нобелевской премии по литературе за «Архипелаг ГУЛаг». Ко вторым можно отнести Варлама Шаламова, неутомимого летописца сталинских лагерей, великолепные произведения которого, однако, остаются относительно малоизвестными широкой публике.
Но времена меняются. В последние годы становится все более очевидно, как много произведения Шаламова поведали читателям не только о прошлом, но и о настоящем. Лауреат Премии мира немецких книготорговцев за этот год Светлана Алексиевич сказала по этому поводу: «Солженицын утверждал, что страдания делают людей лучше. Шаламов же был убежден, что жизнь в лагерях портила людей, потому что опыт лагерной жизни мог быть полезен только в лагере. Время показало, что Варламов был прав. Человек, выросший при социализме, был приспособлен только к жизни в лагере».
Выставка «Жить или писать. Рассказчик Варлам Шаламов», открывшаяся в берлинском Доме литературы, дает немецкой публике возможность поближе познакомиться с автором, который в своих почти 150 «Колымских рассказах» осмелился описать ужасные аспекты лагерной жизни. Описать, как люди в течение всего трех недель превращались в зверей, как они голодали и оказывались во власти холода и насилия. При этом автор заставлял читателей погрузиться в будни заключенных. С психологической, а также поэтологической точки зрения, это довольно трудная задача. Потому что писать о лагере в настоящем времени означало для бывшего заключенного, по сути, возвращение во времена, когда ему постоянно грозила смерть.
Писать – значит умереть
Хорхе Семпрун, испанский писатель, попавший в фашистский концлагерь Бухенвальд и выживший там, в своем произведении «Писать или жить» (1994) описал это состояние так: «Когда я пишу, я возвращаюсь к смерти, и это запрещает мне жить». Тем не менее, Семпруну пришлось вступить в эту борьбу. В борьбу против молчания, которая объединяет его с Шаламовым. Организаторы выставки Вильфрид Шелер и Кристина Линкс обращают на это внимание названием выставки, но изменили цитату из Семпруна и тем самым, похоже, раскрыли тайну Шаламова. Речь при этом идет не о выборе «писать или жить», а о выборе «жить или писать». Жизнь стоит на первом месте, потому что восстановление речевой способности через письмо означало для Шаламова возвращение к жизни.
Минималистски обставленные помещения, в которых проходит выставка, дают посетителям возможность получить два пространственных представления – простор и тесноту. Простор олицетворяют бескрайние заснеженные сибирские ландшафты на панорамных фотографиях Томаса Кизны. Глядя на них и слушая записанные на аудиогид «Колымские рассказы», слушатель сполна погружается в атмосферу того времени и места. Он как бы отправляется в этот далекий лагерный мир, слушая короткие предложения и жесткие, лишенные всяких сантиментов слова. В этом мире заключенные живут «здесь и сейчас» - у них нет ни прошлого, ни будущего, и все, что их интересует – это как выжить в этих ужасных условиях.
Во втором, малом, помещении представлена жизнь писателя Шаламова. На входе висит цитата, символизирующая его жизненное кредо – тесноту: «Мне всегда и везде было слишком тесно. Мне было тесно на сундуке, на котором я ребенком спал на протяжении многих лет; было тесно в школе и в моем родном городе. Слишком тесно было и в камере-одиночке в Бутырке». Чтобы передать этот лейтмотив, организаторы выставки дополнительно сузили помещение с помощью специальной деревянной конструкции, похожей на тюремные нары. Экспонаты расставлены по кругу, и посетители ходят как бы вокруг жизни Шаламова. На площади всего в несколько квадратных метров собраны биографические и исторические документы, в частности, детские фотографии писателя, выросшего в семье священника, его журналистские работы, переписка с друзьями-писателями, в том числе с Борисом Пастернаком, а также с литературными оппонентами, как, например, с Солженицыным.
Как после ГУЛага можно еще верить в Толстого?!
Для Солженицына, который провел в лагерях восемь лет, это стало испытанием всей его жизни. Для Шаламова же ГУЛаг олицетворял собой поражение всей человеческой цивилизации, а также смерть гуманистической традиции в русской литературе. Потому что как можно после ГУЛага все еще верить в Толстого или Достоевского?! Как вообще можно верить во что-то хорошее в человеке?! «Видеть лагерь – это ужасно. Никто, ни один человек на свете, не должен узнать, что такое лагерь. “Жизненный опыт” здесь исключительно отрицательный – до последней секунды», - писал Шаламов.
Среди экспонатов выставки есть «завещание Ленина» - документ, в котором Ленин указывал на то, какой опасный человек Сталин. За его распространение Шаламова объявили «социально опасным элементом» и арестовали в первый раз. В глубине «нар» лежат «свидетели» тех страшных времен – экспонаты с Колымы: посуда, башмаки и рабочий инструмент. Чуть поодаль висят также описания ГУЛага Шаламовым – стилизованные под каменное захоронение, наполненное трупами. Одно совершенно ясно: тот, кто это однажды увидел, предпочел бы это забыть навсегда.
Варлам Шаламов тоже от всей души хотел бы стереть эти образы из своей памяти и даже был близок к этому. Он признался: «Я понял, что был готов все забыть и вычеркнуть из своей жизни целых 20 лет. И каких лет!» Но Шаламов понимал, что ГУЛаг, погубивший миллионы человеческих жизней, не может и не должен быть забыт.
ГУЛаг и Освенцим, двойная память
Он показывает ГУЛаг как часть жестокой истории 20 века и проводит параллель с Освенцимом. Соответственно, для понимания этой истории требуется «двойная память», как ее называл Хорхе Семпрун. Выставка являет собой попытку создать такую «двойную память». Очередную важную попытку среди многих других, предпринимаемых в последнее время в Германии с целью разобраться с историей 20 века. К ним относится также нынешняя выставка в Немецком историческом музее на тему «ГУЛаг. Следы и свидетельства 1929-1956».
Эти старания немцев очень важны еще и потому, что в России теперь господствует совсем другая историческая политика. Там начальник лагеря и сегодня может с гордостью именовать себя «сталинистом». Об этом, например, написала участница группы Pussy Riot Надежда Толоконникова, описание быта которой в колонии напоминает рассказы Шаламова. Там многие все еще благодарны Сталину за победу в «Великой отечественной войне». Там по-прежнему поддерживается миф о «непобедимой нации», что подтверждает, например, вышедший недавно на экраны кинофильм «Сталинград». А таким писателям как Варлам Шаламов в таких обстоятельствах грозит забвение. И предотвратить это – одна из задач выставки, открывшейся в Берлине.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 0 Немцам бы вспомнить своих гениев Хотя они несколько сумрачны Кстати это моё искреннее впечатление - есть в германцах что-то мистически-сумрачное. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 Так и есть 
| 0 знаю немцев достаточно хорошо...ничего мистического в них нет, как раз таки наоборот, очень приземленный народ, больше всего на свете любящий свой комфорт...не вызывает симпатии никакой абсолютно, во всяком случае у меня. 
| 0 Там многие все еще благодарны Сталину за победу в �Великой отечественной войне�. Там по-прежнему поддерживается миф о �непобедимой нации�, что подтверждает, например, вышедший недавно на экраны кинофильм �Сталинград�. А таким писателям как Варлам Шаламов в таких обстоятельствах грозит забвение. Логика немцев поражает!!!! Мы наверное, Гитлеру должны быть благодарны??? Типа, Адольф, спасибо тебе от всего советского народа, что оказался таким неспособным военачальником... есть вообще на Западе вменяемые журналисты?? Раскрыть всю ветку (4 сообщений в ветке) 
| 0 Логика немцев поражает! Особенно поражает логика немцев с фамилией Пилипчук!)) 
| 0 Нет. Логика в том, что наряду с воспеванием победы СССР в ВОВ нельзя забывать об ужасах, творившихся в Гулаге. 
| 0 Какие все таки человечные немцы , заботятся о нашей памяти , хотят видать из нас сделать вторых поляков , которые все помнят и постоянно плачут о своей несчатной доле ... Да , была печальная страница нашей истории и что ? 
| 0 Мы помним, рассказы Варлама Шаламова были рекомендованы к прочтению, когда поступала в институт. В принципе в тюрьме нигде не супер, даже в Америке...так что ничего особенного в тех рассказах нет. 
| 0 Разве можно после ГУЛага еще верить в Толстого?! ("Die Welt", Германия) В Толстого (и уж тем более в его анархистскую и нигилистическую идеологию)верить не нужно. И даже совершенно немыслимо по определению. И ГУЛАГ здесь абсолютно не при чём. Раскрыть всю ветку (6 сообщений в ветке) 
| 0 Слишком глубоко. Обычно, когда не поясняешь свою слишком глубокую мысль, её не понимают. Или Вам достаточно, что Вас понимают немногие? :) 
| 0 У Льва Николаевиа своя религия. Он верит в человека, как высшую возможность проявления природы в добродетель, что против всего христианства, но именно это имеется в виду и в статье. 
| 0 До 40 лет похабничал, а когда перестал стоять, о загробной жизни задумался. Вот и все толстовство. 
| 0 Толстой точно был, минимум трое. И минимум одна Толстая. 
| 0 Языком мелить все могут Чтобы такое писать, приведете пример что Толстой был анархистом и нигилистом 
| 0 приведете пример что Толстой был анархистом и нигилистом Привожу: "Я прожил на свете 55 лет и, за исключением 14 или 15 детских, 35 лет я прожил нигилистом в настоящем значении этого слова, то есть не социалистом и революционером, как обыкновенно понимают это слово, а нигилистом в смысле отсутствия всякой веры". (Л.Н. Толстой "В чём моя вера", 1884 г.) Это, как видите, прямая речь самого графа. Погуглите слово "толстовство" - узнаете так же много интересного. В частности, как толстовство, так и анархизм (в изложении как Кропоткина, так и Бакунина) отрицали необходимость армии, отрицали необходимость государственного аппарата, и вообще любых институтов власти. Да Лев Николаич, в некотором роде, превзошёл в анархизме самого князя Кропоткина, ибо тот хоть не отрицал необходимость обороны от внешней агрессии. Хотите лучше разобраться в вопросе - перечитайте внимательно "Воскресенье", "Крейцерову сонату", "Исповедь". Познакомьтесь с поздней публицистикой графа типа "Не могу молчать" и тому подобным. Анализируйте, сопоставляйте - надеюсь станет понятно, кто тут "языком мелет", а кто дело пишет. 
| 0 Как после ГУЛага можно еще верить в Толстого?! Смешно и наивно. Вера в Толстого))) Но напомнило... Как мало в жизни светлых дней, как чёрных много Я не могу любить людей, распявших Бога... Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 А как верить в Бога утопившего людей? �Видеть лагерь – это ужасно. Никто, ни один человек на свете, не должен узнать, что такое лагерь. “Жизненный опыт” здесь исключительно отрицательный – до последней секунды� Мне почему-то кажется что так и задумано. Если человека, решившего совершить преступление, не могут останавить морально-нравственные барьеры, может осознание того что его ждёт в случае если его поймают? Это как перейти по узенькому мосту через мелкую речку или через пропасть. В любом случае человек расчитывает на успех, но последствия возможной ошибки в случае с пропастью могут заставить остановится. 
| 0 А как верить в Бога утопившего людей? А вас никто и не заставляет. Можете расслабиться и просто получать удовольствие от жизни ) 
| 0 ГУЛАГ был организован в 30-м году. В интернете много чего документально написано на эту тему. При чем тут Сталин? Сталин сам до 37-ого года мог туда угодить без проблем. Почти все ЦК состояло из революционных боевиков Троцкого Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 0 Наверное даже до июля сорок первого. Пока даже самые-самые продвинутые ПРЕДСТАВИТЕЛИ НАРОДА не поняли, что как то без него совсем проблемно. 
| 0 ГУЛАГ был организован в 30-м году. В интернете много чего документально написано на эту тему. При чем тут Сталин? Сталин сам до 37-ого года мог туда угодить без проблем. Почти все ЦК состояло из революционных боевиков Троцкого 100% согласен. Живув США 33 года. что здесьнет гулага. Да 80% людей не знают что с ними завтра сделают владетели.Все рабы и владетили . 
| 0 Что, не нравится в США? Давайте поменяемся, пусть мне не понравится. Зато вы здесь наконец будете счастливы. 
| 0 Навеяло пару ассоциаций, типо - Разве можно после того, что сделали с пусси райт, верить в Муслима Магомаева? Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Разве можно после того, что сделали с пусси райт, верить в Муслима Магомаева? Браво! Лучше не скажешь. 
| 0
двойная память А почему не тройная? Трудовые лагеря были придуманы англичанами, и советские лагеря нельзя сравнивать с английскими и немецкими. Те были созданы для уничтожения людей, а ГУЛаг для извлечения прибыли,если заключенные умирали то надзиратели могли занять их место, и часто занимали. С тех пор в мире мало что поменялось, теперь в каждой стране мира есть трудовые зоны,сто в некоторых как в Скандинавии -курорт, а в некоторых, как например в США Мексике, Франции и России ничего не меняется с прошлого века.А ведь есть еще тюрьмы Африки,Индии, Арабских стран.Там вообще беспредел, ну кого там волнует гуманизм и права человека? -"Никто, ни один человек на свете, не должен узнать, что такое лагерь. “Жизненный опыт” здесь исключительно отрицательный" Если принять эту логику то нужно снести все тюрьмы, а зеков выпустить? Или расстрелять их что-бы не мучались? Раскрыть всю ветку (4 сообщений в ветке) 
| 0 Если принять А почему нельзя принять западный подход Когда лишают свободы, но не относятся как к скоту 
| 0 Уничтожают просто, не относясь как к скоту? 
| 0 западный подход Это какого Запада? Если США, так там хуже, чем сталинский лагеря. Если Европы, так меньше преступлений совершайте, чтобы на область было не более 4-х заключённых. 
| 0 Поинтересуйся, как создавали свои состояния Рокфеллер и Карнеги Когда рабочих на их предприятиях, возражавших против 12-часового рабочего дня за мизерную зарплату, тупо расстреливали. И было это всего лет за 20-30 до ГУЛАГа. Так что там было, в это время, с западным подходом? 
| 0 Среди экспонатов выставки есть �завещание Ленина� - документ, в котором Ленин указывал на то, какой опасный человек Сталин. Разумеется, Сталин был опасен. Для "старой" ленинской гвардии, которых не то, чтобы расстрелять, а вздёрнуть на березе мало было. Видел как-то в интернете фотографию "вождей" революции - ни одного русского лица. Вот для этих воров, палачей и убийц Сталин был очень, очень опасен. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Сколько можно носиться с этим "завещанием" Ленин не был государем-императором и престолонаследников назначать не мог. В своем последнем письме съезду он дал нелестные характеристики всем своим соратникам. Про Сталина, кстати, было сказано лишь, что он "груб". Сталин, отчитываясь перед съездом, заявил, что это не великий грех для большевика, и товарищей по партии такой ответ удовлетворил. Вот, всего и делов-то. 
| 0 Ну, собственно, и не отрицают, что задача этой выставки -- 100% пропагандистская. Среди экспонатов выставки есть �завещание Ленина� - документ, в котором Ленин указывал на то, какой опасный человек Сталин. За его распространение Шаламова объявили �социально опасным элементом� и арестовали в первый раз. То есть, Шаламов распространял фальшивку? Значит правильно, что посадили. 
| 0 Статья как статья - но под конец(последний абзац) автора всё же по полной программе прорвало на ложь и руссофобскую пропаганду. Газета немецкая,автор украинка наверное.Так что последний абзац не удивил.Всё как всегда - без улучшений. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 Точно, не иначе фименки подрабатывают - голыми титьками статьи кропают! 
| 0 "...Александр Солженицын, лауреат Нобелевской премии по литературе за �Архипелаг ГУЛаг�. " Автор - незнайка. Нобеля Солж получил за 4 года до выхода "Архипелага"
Показать новые комментарии (0)val_zzzz
Waffen-SS
zdesistina
Demian
krosh
mkostya1
sefim
zdesistina
IS 1990
nimzovich
N99
Proshchai Imperija
textliner
coca05
IS 1990
fav74
maureenkain
IS 1990
alex.gromov
N99
levd27
роиссянин1
русскоязычный
16august08
sergy
N99
mrAVA
A5
ivan_ivanov
Чайников
3lirium
Тунеядец
Прасковья Иванова
kaa2
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)