В США космический бизнес с использованием малых спутников демонстрирует бурный рост. На рынке появилась и новая услуга «космических похорон», когда пепел тела умершего доставляется на ракете-носителе в космос, и уже следующим летом эта программа начнет работать. Основатель этой венчурной компании в октябре посетил Японию. Он не только появился в СМИ, чтобы красочно разрекламировать свое предложение, но и занялся поиском партнеров среди ритуальных служб Японии. Началом новому начинанию послужило объединение технологий Национального американского космического агентства (НАСА) и предпринимательского духа Силиконовой долины.

В Японии уже началась регистрация желающих, ведь один малый спутник будет вмещать в себя 100 урн с пеплом.

Самый маленький искусственный спутник с пеплом ваших близких на борту будет вращаться по низкой околоземной орбите примерно год, а затем упадет в слои атмосферы.

«Похороны - это церемония, поэтому мы собираемся предоставлять полный комплекс услуг, включающий и космические похороны. Исходя из таких соображений, мы ищем сотрудничества с японскими компаниями ритуальных услуг», - заявил Тома Сиве (Thomas Civeit), основатель и генеральный директор компании Space Elysium (Сан-Франциско, штат Калифорния). «Мы пока не можем подробнее говорить о плодах такого сотрудничества», - добавляет он.

Эта компания уже начала прием заявок на территории Японии. Если зарегистрироваться на интернет-сайте компании, то вам присылают маленькую алюминиевую капсулу, в которую следует положить пепел и отправить обратно.

В малый искусственный спутник размером 10 сантиметров укладываются капсулы с пеплом 100 человек, затем он запускается в космос. После одного года в полете спутник падает в атмосферный слой Земли и сгорает в виде падающей звезды. Но все время полета спутника вы сможете наблюдать в режиме реального времени с помощью специального приложения для смартфона. Другими словами, вы сможете устроить настоящие космические похороны.

Стоимость услуги примерно 200 тысяч иен (1990 долларов). Первый запуск планируется на лето следующего года.

Исследование рынка показало, что примерно треть людей, желающих провести кремацию в США, заинтересована в «космических похоронах». В США проводится мало кремаций по сравнению с Японией, но 150 тысяч человек в год рассматриваются как потенциальные клиенты.

Если говорить о космических венчурных предприятиях США, то широко известен пример компании Space X, учрежденной Элоном Маском (основатель электронной платежной системы PayPal). Она вошла в бизнес запуска искусственных спутников, начав с серии ракет-носителей Falcon по столь низкой себестоимости, что ее начали называть демпинговой. Это нанесло удар по космической индустрии всего мира. Компания даже заключила контракт с НАСА по поставке грузов на Международную космическую станцию, а сейчас превратилась в часть системы космических грузоперевозок США.

Резкое падение цен на ракетоносители, продемонстрированное Space X, вызвало ряд изменений рынка, включая появление услуг по использованию спутников.

Например, компания Skybox Imaging (Маунтин-Вью, штат Калифорния) намеревается предоставлять услуги по запуску 24 малых спутников весом 100 килограмм. Они смогут вести съемку и запись изображения высокого разрешения, благодаря которому можно будет различить любой объект выше одного метра над землей. В феврале следующего года планируется запуск первых двух спутников с космодрома Байконур в Казахстане с помощью российского ракетоносителя.

В мае этого года компания объединилась с японской Space Imaging (Токио) и теперь нацелена с ее помощью искать покупателей спутникового изображения и в Японии.

Кроме них существует фирма Planet Labs (Сан-Франциско, штат Калифорния), которая тоже развивает сервисы, предоставляющие изображение наблюдений за Землей. В апреле этого года компания уже успешно запустила два малых спутника. Первый спутник был выведен на орбиту ракетой-носителем «Антарес» американской компанией по запуску спутников Orbital Science, второй использовал российский «Союз». Planet Labs планирует увеличить количество спутников до 28 к 2014 году, благодаря чему можно будет получить картинку с точностью до 3-5 метров.

Компания Moon Express (Маунтин-Вью, штат Калифорния) собирается установить астрономический телескоп на Южном полюсе Луны. План установки включает в себя два этапа. На первом этапе в 2015 году на поверхность Луны будет доставлено испытательное измерительное оборудование и подтверждена возможность установки, а уже в 2016 году предполагается отправить на Луну настоящий телескоп.

НАСА стимулирует переход космической деятельности в частный сектор

Генеральный директор компании Elysium Space, придумавшей космические похороны, Тома Сиве (36 лет) - бывший инженер НАСА.

Все эти компании объединяет «прямая или косвенная поддержка НАСА», считает специалист в космическом бизнесе, глава компании Space Shift Сигэо Канэмото, сотрудничающий с Elysium.

Президент Обама запустил политику космических разработок под руководством частного сектора, в связи с чем и начинается перенос технологий НАСА в частные компании. И Сиве из Elysium, и основатель Planet Labs раньше работали в НАСА, существуют даже такие примеры, когда НАСА оказывает поддержку в виде субсидий и заказов. Кроме того, существует и другой стимул в виде конкурса на разработку аппарата для исследования Луны Lunar X Prise, победителю которого американский Google выплатит 30 миллионов долларов.

В технологии малых спутников накоплено немало знаний. В мире собрано большое количество исследовательских данных и результатов испытаний, начиная от мини-спутников весом более 100 килограмм и заканчивая фемтоспутниками весом менее 100 грамм. Спустя десять лет после завершения экспериментов с мини-спутниками начался этап их практического применения.

Малые спутники не просто обладают малыми габаритами, их стоимость минимальна. Это осуществляется за счет того, что камеры и контроллеры не являются устройствами, производимыми только для нужд космоса. Эффект от снижения стоимости ракет-носителей также сказался на падении цен во всем космическом бизнесе.

Космический бизнес огромными темпами открывает новую эпоху, ведь нельзя же всегда радоваться только успехам японских космонавтов.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.