Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
За 20 лет число американских детей, которые принимают лекарства от гиперактивности, возросло с 600 000 до 3,5 миллиона. Французские специалисты не согласны с такими решениями и полагают, что общественное мнение слишком часто путает «дефицит внимания» со внешними проявлениями беспокойства.

За 20 лет число американских детей, которые принимают лекарства от гиперактивности, возросло с 600 000 до 3,5 миллиона. Французские специалисты не согласны с такими решениями и полагают, что общественное мнение слишком часто путает «дефицит внимания» со внешними проявлениями беспокойства.

Atlantico: Один из ведущих американских специалистов в области лечения гиперактивности детей доктор Коннерс высказал опасения насчет увеличения числа принимающих лекарства детей. По его словам, их количество возросло с 600 000 в 1990 году до 3,5 миллиона сегодня, что связано не с улучшением диагностической методики, а поведением фармацевтических компаний: они провели мощную пиар-кампанию для привлечения внимания общественности к этому синдрому и активно расхваливали преимущества их продукции. Согласны ли вы с его точкой зрения? Почему?

Моник де Кермадек:
Число американских детей, которые официально проходят медикаментозное лечение, действительно очень серьезно увеличилось. Это, безусловно, связано с возросшим вниманием к поведению ребенка, которое нередко пытаются объяснить гиперактивностью, хотя на самом деле речь может идти о совершенно другом. Кроме того, не будем забывать, что сегодня дети с самого раннего возраста подвергаются воздействию огромного множества визуальных и слуховых возбуждающих факторов. Если ребенок проводит много времени перед телевизором, компьютером или iPad (кстати говоря, в продаже имеются детские кресла с подставкой для iPad), он даже не столько получает информацию, сколько приходит в возбуждение при виде быстро меняющихся изображений, звуков, света и цвета. Такая стимуляция намного сильнее и происходит чаще, чем это было у предыдущих поколений. В результате все это может отразиться на способности детей сосредотачиваться. Когда стимуляция исчезает, их внимание к слуховым и зрительным деталям падает.

Что касается США, пиар-кампания фармакологических предприятий направлена на широкую аудиторию, которая с легкостью принимает диагноз о гиперактивности, хотя речь вовсе не обязательно идет именно о ней. Разумеется, это вовсе не означает, что американцы — безответственные люди, все это — часть их культуры. Если сегодня у ребенка возникают проблемы с поведением, родители ведут его на прием к врачу, который назначает лечение и препараты, тогда как во Франции будут по возможности рекомендовать другие меры.

Для определения гиперактивности существует предельно четкий протокол: под ней подразумевается чрезмерное умственное возбуждение, которое не осознается человеком и не зависит от него, а не физическое проявление тревоги. Ко мне на прием приходят многие дети, которые получили диагноз СДВГ, но на самом деле лишь испытывают беспокойство. В таких случаях медикаментозное лечение никак не позволит решить проблему. Родителям и преподавателям нужно научиться видеть такие отличия, потому что это очень серьезный вопрос.

— Как обстоят дела во Франции? Фармацевтические предприятия тоже проводили такую кампанию без реальной на то потребности?

— Не думаю, что французским компаниям свойственен такой масштабный и популяризаторский подход к лечению. Дело в том, что французские родители обычно не горят желанием давать ребенку лекарства без реальной на то необходимости. В любом случае, фармацевтические предприятия не пытаются напрямую воздействовать на родителей, а педиатры придерживаются классических и сдержанных позиций по поводу приема медикаментов. Сначала они проводят психологические исследования, чтобы понять, что творится с ребенком. Можно сказать, что в этом плане мы во Франции — гораздо консервативнее американцев. Большинство семей обычно пытаются найти какое-нибудь другое решение помимо медикаментозного лечения.

— Заявления доктора Коннерса заставляют задуматься о том, действительно ли с дефицитом внимания лучше всего бороться с помощью лекарств. Как все обстоит на самом деле? Существуют ли альтернативные методы?


— Во время теста IQ некоторые задания позволяют определить наличие или отсутствие дефицита зрительного и слухового внимания. В этот момент уже поднимается вопрос гиперактивности. Далее результаты дополняются личностными тестами, которые дают возможность оценить степень беспокойства. Если она велика, то ребенку назначают курс терапии, а не медикаменты. Если же подтверждается гиперактивность, то ребенка направляют к специалисту, потому что далеко не каждый врач может выписать необходимые лекарства. Такие медикаменты действительно позволяют добиться прекрасных результатов и повысить способность к концентрации. Как бы то ни было, во Франции их выписывают лишь в ограниченных дозах и никогда не назначают маленьким детям и во внеучебный период.

Моник де Кермадек (Monique de Kermadec), психолог и психоаналитик, специалист по вопросам развития и обучения детей.