Перед саммитом ЕС - Россия в Брюсселе 28 января DW выбрала главные темы, по которым сторонам пока не удалось договориться. К старым проблемам перед очередной встречей добавились новые.

Во вторник, 28 января, на саммите ЕС - Россия в Брюсселе президенту Путину предстоит обсудить с руководством Евросоюза широкий спектр вопросов - от внешней политики до торговых связей. Сделать это они намерены всего за два с небольшим часа. Нынешняя встреча - одна из самых коротких в истории аналогичных саммитов.

Ее программа была сведена до минимума по взаимной договоренности, заверяют в Брюсселе. Сокращено и число переговорщиков. По словам дипломатов, более закрытый формат встречи позволит лидерам ЕС и России откровенно поговорить о наболевшем. DW выбрала основные спорные моменты в отношениях Брюсселя и Москвы.

Влияние на постсоветском пространстве

Одним из ключевых противоречий остается политика в отношении бывших советских республик. В ответ на звучащую со стороны Москвы критику инициативы ЕС «Восточное партнерство» многие европейские политики указывают на имперские амбиции Кремля, обвиняя его в попытках оказать давление на ближайших соседей.

Программа «Восточное партнерство» действует с 2009 года и предполагает поддержку демократических реформ в странах-участницах - Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Молдавии и на Украине, - их постепенное экономическое сближение с ЕС, хотя и не подразумевает последующего членства.

Москва развивает собственный интеграционный проект - Таможенный, а впоследствии Евразийский союз. При этом российские власти неоднократно предупреждали соседние страны о том, что ассоциация с ЕС может негативно отразиться на их торговых связях с Москвой. В сентябре 2013 года президент Владимир Путин заявил, что Россия будет принимать ограничительные меры для защиты своего рынка, если после ассоциации с ЕС на него хлынут товары из стран СНГ, якобы выдавливаемые продукцией европейских конкурентов. От достигнутых ранее договоренностей с ЕС отказались Украина и Армения. Ереван уже заявил о намерении присоединиться к Таможенному союзу.

Визовые вопросы

Российская сторона возлагала большие надежды на очередной саммит, рассчитывая на нем подписать соглашение об облегчении визового режима со странами ЕС. Однако в преддверии встречи в Брюсселе выяснилось, что европейские партнеры потребовали дополнительных консультаций по уже, как уверяет Москва, готовому соглашению. В качестве одного из препятствий для облегчения визового режима Брюссель называл требование России предоставлять персональные данные авиапассажиров из Европы. Ожидается, что теперь документ может быть подписан на встрече лидеров России и ЕС в июне 2014 года.

Россия также рассчитывает в этом году начать переговоры по соглашению о полной отмене виз. Однако в Брюсселе четко дают понять, что безвизовый режим - это отдаленная перспектива. Как говорится в представленном в конце декабря докладе Еврокомиссии, для его установления России необходимо устранить ряд проблем, в том числе в сфере прав человека, контроля за миграцией и в борьбе с коррупцией.

Российский МИД неоднократно критиковал позицию ЕС по визовым вопросам. Глава ведомства Сергей Лавров полагает, что Брюссель намеренно затягивает работу, считая политически нецелесообразным облегчить визовые формальности с Россией раньше, чем со странами «Восточного партнерства».

Новое базовое соглашение

Новое Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией призвано заменить документ, вступивший в силу в 1997 году. Срок действия этого договора истек в 2007 году. По условиям соглашения, оно автоматически продлевается каждый год, пока ЕС и Россия не утвердили новый документ.

Переговоры по этому вопросу начались в 2008 году, однако еще далеки от завершения. Москва ожидает, что новый, 13-й раунд переговоров состоится сразу после саммита 28 января. При этом Евросоюз хотел бы видеть частью нового договора дальнейшую либерализацию торговли. Торговые отношения сторон в ряде отраслей осложнились после вступления России в ВТО в августе 2012 года.

ЕС критиковал меры Москвы по защите внутреннего рынка: введение утилизационного сбора на автомобили, запрет импорта живых свиней и повышение ввозных пошлин на грузовики из ряда европейских стран. По данным независимой мониторинговой службы Global Trade Alert, обнародованным в декабре, в 2013 году Россия ввела больше протекционистских мер, чем любая другая страна.

Транссибирские роялти

С советских времен иностранные компании платят «Аэрофлоту» сбор за право пролета над территорией Сибири. Согласно оценкам экспертов, эта сумма может составлять от 200 до 500 миллионов долларов в год.

Европейские авиакомпании требуют отмены платежей, которые представляют для них значительные расходы. Россия обещала отменить роялти с 1 января 2014 года, но изменила позицию после решения ЕС ввести плату за выброс парниковых газов самолетами, пролетающими над его территорией.

В четверг, 16 января, ЕС и Россия обсудили изменение системы оплаты, однако о результатах переговоров не сообщалось. В российском министерстве транспорта в понедельник утром, 27 января, не смогли оперативно прокомментировать, были ли сохранены платежи.

Предоставление данных авиапассажиров


Россия планировала с 1 июля 2013 года ввести новые правила, согласно которым европейские авиакомпании, осуществляющие перевозки по территории страны, должны предоставлять Москве персональные данные пассажиров. В ЕС заявили, что требование противоречит европейскому законодательству.

В итоге Москва согласилась отложить введение новых правил. Представитель Европейского Союза в России Вигаудас Ушацкас заявил в интервью DW, что в решении вопроса «прогресс есть»: требование Москвы по предоставлению данных должно быть прописано в двухстороннем договоре.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.