Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новый эпицентр мирового пиратства по другую сторону Африки

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Захваты кораблей у Сомали и вдоль всего восточного побережья Африки теперь случаются реже. Тем не менее, нападения пиратов в Западной Африке, наоборот, постепенно идут в гору, что превращает Гвинейский залив в один из центров мирового пиратства. По данным Международного морского бюро, на него приходится каждый пятый случай заявленных нападений пиратов за прошлый год.

18 января одна греческая транспортная компания потеряла связь со своим кораблем Kerala (нефтяной танкер с водоизмещением в 75 000 тонн), когда тот шел под флагом Либерии в нескольких километрах от порта Луанды. Произошедшее дальше по-прежнему вызывает споры, однако все эксперты сходятся во мнении насчет того, что это — новый признак активизации нефтяного пиратства, которое все больше беспокоит идущих через печально известный Бенин моряков.

Захваты кораблей у Сомали и вдоль всего восточного побережья Африки теперь случаются реже. Тем не менее, нападения пиратов в Западной Африке, наоборот, постепенно идут в гору, что превращает Гвинейский залив в один из центров мирового пиратства. По данным Международного морского бюро, на него приходится каждый пятый случай заявленных нападений пиратов за прошлый год. Кроме того, считается, что властям становится известно лишь о трети таких нападений.

Пиратство на западном побережье Африки отличается от того, что существует на восточном. Если коротко, оно еще агрессивнее. Учитывая, что в этой зоне работают нефтяные компании, и что финансовое благополучие западноафриканских стран напрямую связано с прибылями от экспорта энергоносителей, зависящие от этих нефтяных ресурсов государства и регионы (например, Европа и Китай) опасаются появления новых пиратов, которые могут сделать всю зону непригодной для грузовых кораблей и операторов.

Южнее, чем раньше

Внезапное исчезновение Kerala произошло несколько дней спустя после того, как специализирующиеся на морской безопасности предприятия выпустили предупреждение насчет 200-тонного буксира, который курсировал поблизости от побережья Анголы. В Dynacom Tankers Management Ltd. (компания-владелец Kerala) сразу же предположили, что речь идет о пиратстве, потому что другой ее корабль уже в прошлом был захвачен сомалийскими пиратами, пока в марте 2013 года его не освободили вместе с экипажем после десяти месяцев в плену.

Как бы то ни было, преступные группы, которые сделали Гвинейский залив своим излюбленным местом «рыбалки», сегодня начинают действовать все южнее, что объясняет вызванные исчезновением Kerala вопросы. Официальные представители ангольского флота сообщили, что пытаются найти корабль и прекрасно понимают, какой серьезной угрозой может стать пиратство для экономики Анголы и ее энергетического сектора.

Наконец, 26 января Dynacom удалось восстановить связь с кораблем. Как сообщают в компании, его действительно захватили. Один член экипажа был ранен, а большая часть груза разграблена. Международные инспекторы уже отправились на судно, чтобы провести досмотр и собрать доказательства, которые затем можно будет использоваться против пиратов.

История усложняется

Тем не менее, история усложнилась. Представители ангольского флота теперь утверждают, что экипаж Kerala симулировал свое похищение и по собственному усмотрению взял курс на нигерийские воды. Описание буксира в точности совпадает с другим кораблем, который был причастен к произошедшему в этой же зоне предыдущему нападению пиратов. «Это все ложь, никакого пиратства в ангольских водах не было», — заявил Reuters пресс-секретарь национального флота Аугусто Альфредо (Augusto Alfredo).

Позднее ангольское руководство сообщило, что танкер Kerala, который перевозил 60 000 тонн дизельного топлива, был обнаружен «пустым».

Тем не менее, эксперты по морской безопасности сомневаются в версии ангольского флота. Они с беспокойством отмечают, что данный инцидент является логическим продолжением нападений пиратов, которые до недавнего времени ограничивались Гвинейским заливом и водами у дельты Нигера. Речь идет уже о совершенно другом типе пиратства по сравнению с тем, что свирепствует на сомалийском побережье: он жестче и агрессивнее, а его единственная цель — захватить нефть и нефтепродукты, которые могут принести миллионы на черном рынке.

Западноафриканские пираты довольно редко захватывают корабли и экипажи, чтобы потребовать за них выкуп в несколько миллионов долларов. Из-за отсутствия неправовой зоны (она существует у побережья Сомали) им сложно спрятать на несколько месяцев огромные танкеры и их экипажи, пока не будет достигнуто соглашение о выкупе.

Пиратство в Гвинейском заливе в свою очередь стало следствием идущей вот уже не первый год на суше кражи нефти: пираты нападают на суда с грузом нефтепродуктов (вроде 60 000 тонн дизельного топлива Kerala). Директор британской компании Dryad Maritime Йен Миллен (Ian Millen) рассказал Foreign Policy о том, что пираты на самом деле забрали с Kerala всего лишь 13 000 тонн топлива. «У этого происшествия есть все признаки грабежа с нигерийским корнями», — добавил он.

Спад нападений

Как бы то ни было, некоторые эксперты полагают, что увеличение числа атак и их географическое распространение отчасти связаны с амнистией 2009 года, которую правительство предложило задержанным в дельте Нигера боевикам (те захватывали нефтяную инфраструктуру и похищали нефть, прикрывая свои действия политическим протестом). «Раз теперь можно использовать политический предлог, то похитителям нефти больше не нужно ограничиваться целями в дельте», — отмечается в докладе ООН.

Миллен утверждает, что после каждого нападения пираты перегружают небольшие объемы нефтепродуктов на находящиеся у побережья суда. Из отчета ООН следует, что украденная нефть может ежегодно приносить пиратам до 30 миллионов долларов на черном рынке.

Происшествие с Kerala и пиратство во всей Западной Африке отчасти привлекли к себе такое внимание из-за того, что общее число случаев нападений пиратов сейчас достигло самой низкой отметки за последние шесть лет. Оно сократилось на 40% с пикового уровня в 2011 году благодаря успешной кампании по борьбе с сомалийскими пиратами: речь идет об улучшении промышленной практики, увеличении числа вооруженной охраны и расширении международного присутствия в регионе.

Борьба с пиратством в Гвинейском заливе, безусловно, окажется сложнее, противоборства с сомалийскими бандами по просто таки парадоксальной причине: в странах на побережье Западной Африки существуют прочные государства. Каждая из них в состоянии защитить свои территориальные воды. Поэтому здесь не может идти речи о широчайшем морском международном сотрудничестве, которое сформировала ООН в сомалийских водах. Кроме того, там на кораблях не может быть вооруженной охраны, которая стала одним из главных факторов сокращения пиратства в Сомали.

Решения есть

Тем не менее, решения все же существуют. Новый глава нигерийского флота пообещал вплотную заняться борьбой с пиратством и грабежами. Европейский Союз (он все активнее импортирует местную нефть) в свою очередь реализует собственную антипиратскую программу: ее главная цель — оказать поддержку властям государств, у которых нет необходимых ресурсов для содержания собственной береговой охраны. Кроме того, нидерландские, французские и британские моряки организовали тренировочные курсы и военные учения с некоторыми из своих местных коллег.

В прошлом году американские корабли участвовали в тренировочной программе для нигерийских военных. Кроме того, у американского корпуса морской пехоты есть расположенная в Испании оперативная группа, которая готова в любой момент нанести удар по пиратам в Западной Африке.

В то же время двум крупнейшим потребителям местной нефти, США и Китаю, будет гораздо труднее отправить туда свои корабли по сравнению с тем, что было в Индийском океане (они задействовали фрегаты и сформировали оперативные группы). Дело в том, что в западной Африке большая часть пиратства приходится на территориальные, а не международные воды, как в Индийском океане.

Китай — главный импортер нефти из Центральной Африки. В 2008 году он заметно расширил свои военно-морские операции и отправил суда в этот далекий от него регион для борьбы с сомалийскими пиратами в Аденском заливе. Эта инициатива рассматривается как признак стремления Пекина сформировать ударные военно-морские силы, которые могут действовать по всему миру.

Как бы то ни было, эксперты сомневаются, что Китай отправит в Гвинейский залив еще одну группировку, несмотря на потребность в добываемой в этом регионе и в частности в Анголе нефти. Другими словами, сомалийское пиратство постепенно сходит на нет. А в Анголе все наоборот только начинается.