Китай и Южная Корея постоянно обвиняют Японию в «правом уклоне». Какое представление об этих странах на самом деле сложилось у жителей других стран мира? Результаты опроса более ста человек из 25 стран по-настоящему удивляют...

Образ страны очень важен


В последнее время правительства Китая и Южной Кореи заняли неприкрытую «антияпонскую позицию».

Жесткая дипломатическая стратегия этих стран, направленная против Японии, набирает обороты. Они пытаются навязать миру образ милитаристской Японии, вынося на обсуждение вопросы об изменении названия Японского моря и воздвигая памятники женщинам станций комфорта (японский эвфемизм, которым обозначались военные бордели, созданные для японских солдат в ходе Второй мировой войны — прим. ред.).

С другой стороны, обвинения в адрес Японии со стороны Китая довольно продуманы. В конце марта глава Китая Си Цзиньпин во время своего визита в Германию заявил: «Во время Второй мировой войны японская армия совершила массовое убийство более 300 тысяч китайцев в Нанкине». Таким образом, ему удалось добиться сведения образов японских милитаристов и нацистов во время критики Японии.

В ответ на антияпонскую кампанию Китая и Южной Кореи Япония тоже обвиняет эти страны. Как это видят со стороны жители других стран мира, какую страну они поддерживают?

Наш журнал провел исследование мнения людей из 25 стран, в число которых не входили три упомянутые страны, задав вопросы об имидже этих стран 103 респондентам. Для того, чтобы обеспечить объективность опроса, из числа отвечающих были исключены этнические китайцы, японцы и корейцы, люди, имеющие связи с этими тремя странами (например, через японских супругов). Обычные люди, представляющие разные страны мира, делились своими представлениями о Японии, Китае и Южной Корее.

Результаты опроса вызывают удивление.

Респондентам нужно было ответить на вопрос «О какой из трех стран: Япония, Китай, Южная Корея — у Вас самое хорошее представление?» Людей, выбравших Японию, было более 90%. На вопрос о самом плохом имидже подавляющее большинство указало Китай.

Такие результаты прямо указывают на то, что большинство людей мира, за исключением китайцев и корейцев, имеют хорошее представление о стране под названием Япония и японцах.

«Японцы очень трудолюбивы, они чрезвычайно вежливы. В Японии сочетаются удивительные традиционные техники изготовления рисовой бумаги, керамики и новейшие компьютерные технологии. Такое, пожалуй, трудно найти где-либо еще в мире» (Тоби, 35 лет, дизайнер, США).

Довольно многие люди представляют Японию подобным образом, то есть как страну, «совместившую традиционную культуру и современные технологии».

«Я никогда лично не общался с японцами, но я с доверием отношусь к японским брендам. Toyota, Honda, Yamaha, Komatsu... Хотел бы, чтобы японские компании больше инвестировали в Африку» (Джулиас, 37 лет, инженер, Кения).

Образ Японии неразрывно связан с японскими брендами, такими, как Toyota. С другой стороны, на представление о Японии может оказывать влияние и японская культура: аниме, манга, фильмы.

«Я очень люблю фильмы Такэси Китано и Нагисы Осима. Во Франции также популярны манга Такэхико Иноэ и Румико Такахаси, аниме Хаяо Миядзаки. Французские импрессионисты испытали влияние японских гравюр „укиё-э“, у Японии и Франции много близких моментов в культуре» (Жак, 53 года, преподаватель, Франция).

«В этой стране уживаются кропотливость оригами и жесткость боевых искусств, таких, как каратэ. Мне нравятся группы „вижуал-кэй“ X Japan и L’Arc-en-Ciel» (Стефани, 27 лет, информационные технологии, Италия).

«Мой любимый актер — это Такуя Кимура. Еще фанатею от товаров с Hello Kitty» (Чанти, 23 года, студентка, Индонезия).

У ненависти есть причины

Доцент Университета Канадзава Гакуин Тоору Сакаи в своей книге «Все, кроме Китая и Южной Кореи, дружат с Японией» пишет более подробно и раскрывает тему распространения японской культуры в мире.

«В исследовании, ежегодно проводимом британской телерадиокомпанией ВВС, под названием „Страны, оказывающие на мир положительное и отрицательное влияние“ Япония год за годом борется за самые высокие строчки в рейтинге оценок (первое место в 2012 году, четвертое место в 2013 году). По другим показателям, таким, как „глобальный индекс миролюбия“, „индекс демократии“, „индекс национального брендинга“, Япония тоже всегда идет в первом эшелоне. Даже когда дело касается обычных путешествий, то уровень доверия к японскому паспорту очень высок. Многие японцы впервые узнают о том, как замечательна их родина, поехав за границу».

В анкетах тоже можно было найти похвалы в адрес Японии.

«Япония — это страна, которая успешно модернизировалась, сохранив при этом свою самобытную культуру, все иранцы уважают эту страну как прекрасный пример для подражания. В японской культуре есть место и традициям, и жесткости, поэтому даже в таких профессиях, как якудза и гейша, не почитаемых в других странах, можно найти эстетику» (Аббас, 48 лет, менеджер ресторана, Иран).

«Японцы — очень культурный народ, я был крайне удивлен тем, что даже во время сильнейшего землетрясения на улицах не было никакого насилия. Мне кажется, японцы намного этичнее европейцев» (Рашид, 58 лет, госслужащий, Ливан).

«Японские негосударственные организации предоставляют гуманитарную помощь бескорыстно, чем сильно отличаются от китайцев, которые сразу просят что-то взамен» (Умар, 44 года, врач, Нигерия).

Почему же почти 90% опрошенных по всему миру так не любят китайцев, представление о которых довольно негативное?

«Ни за что не поеду в страну, которая наносит такой вред окружающей среде. У них слабое понимание о правах человека, Китай нельзя назвать демократической страной. Может быть, у них и появилась уверенность в себе после того, как они выбились в экономические лидеры, но внешняя политика этой страны слишком подавляет» (Томас, 54 года, инженер, США).

Жители всех стран Запада сошлись во мнении, что Китай — это «недемократичная, нецивилизованная страна»  из-заоднопартийной политической системы, загрязнения окружающей среды, преследования национальных меньшинств и цензуры в СМИ.

Слабый имидж, нет интереса

С другой стороны, соседние с Китаем страны, испытывающие разные трудности в отношениях с китайцами на себе, негативно относятся к этой стране.

«Китайцы вкладывают деньги в фермы Владивостока. Никто из русских их не любит, но так как они платят, то приходится работать на них» (Сергей, 50 лет, журналист, Россия).

В Африке, также знакомой с китайскими инвестициями, можно встретить резкую критику в адрес Китая.

«Китай "положил глаз" на сенегальские леса, скупает все подряд. Они привозят свою рабочую силу из Китая, поэтому лишают сенегальцев работы, никаких экономических выгод мы не получаем. Несмотря на богатую историю и культуру этой страны, экономическая политика там очень примитивная, а бизнес-этика находится на низком уровне» (Абдулай, 48 лет, строитель, Сенегал).

«Качество китайских товаров ужасное. Мне стыдно ими пользоваться, поэтому я стараюсь по возможности обходить их стороной» (Кофи, 36 лет, банкир, Гана).

Китай огромными темпами развивает экономику, увеличивает свой вес в международной политике, но это ведет к недовольству.

Что касается Южной Кореи, известной продукцией своей промышленности, например, товарами Samsung и автомобилями Hyundai, то присутствие этой страны в мире на удивление слабое.

«Я часто встречаю Samsung и другие бренды, но я практически не задумываюсь, из какой страны они пришли, да и не хочу знать» (Анна, 29 лет, студент, Испания).

«В Египте тоже много машин Hyundai. Но Toyota лучше по качеству, и эти машины мне нравятся больше» (Мухаммад, 41 год, полицейский, Египет).

«Страна с самым плохим имиджем — это Южная Корея. Потому что у нее просто нет имиджа. Я ничего не знаю о Корее, за исключением кимчи» (Мария, 38 лет, домохозяйка, Бразилия).

Дайскэ Сато, представитель консалтинговой компании, помогающей японским предприятиям выйти на рынок Европы, считает: «Такие товары, как телевизоры и автомобили, часто напрямую связаны с имиджем страны. Несмотря на то, что корейские товары окружают нас повсюду, Южную Корею зачастую представляют как „второй номер после Японии“, а корейские товары как „заменитель“ высококачественных, но дорогих японских товаров, которые сложно достать. Говоря проще, Южная Корея ничем не выделяется».

В последнее время, главным образом в азиатских странах, южнокорейские фильмы, сериалы, музыка и другие составляющие культуры этой страны стали набирать вес.

«Певицы K-POP очень сексуальны, их лица эмоциональны. Думаю, что в Южной Корее много красивых девушек» (Сомчай, 23 года, студент, Тайланд).

Однако доцент Сакаи считает, что «Корейская культура и K-POP не смогли покорить весь мир, как это сделала Япония».

«Иногда говорят о том, что японская развлекательная индустрия вытесняется корейской, но это ошибочное мнение. Корейская культура направлена на массовый рынок с примитивными потребностями. С другой стороны, японскую культуру невозможно принять без понимания высокого культурного контекста. У двух культур - разные целевые аудитории. Но с экономическим развитием азиатских стран расширяются слои, интересующиеся утонченной культурой Японии».

Как сказано выше, 90% людей имеют положительные представления о Японии, отрицательные о Китае и не испытывают интереса к Южной Корее.

Но конечно же, Японию тоже критикуют.

«В последнее время я перестал видеть на улицах японские бренды, такие, как Sony и Toshiba. Складывается впечатление, что их вытеснил Samsung и сейчас они переживают не самые лучшие времена» (Кевин, 50 лет, консультант, Сингапур).

«В моем офисе работает несколько японцев. Они всегда остаются после работы, но не выполняют больших объемов, эффективность труда очень низкая. Они всегда кучкуются вместе, непонятно, о чем они на самом деле думают. Но несмотря на все это, стоит им выпить, как они раскрываются сверх необходимого...» (Кент, 39 лет, адвокат, Великобритания).

Даже при таких мелких минусах, людей, чье общее представление о Японии было бы однозначно отрицательным, мы практически не нашли.

А что думают люди из разных стран мира по поводу отношений между Японией, Китаем и Южной Кореей, которые выделяются взаимной критикой?

«Я не знаком с подробностями, но не думаю, что Япония настолько отклонилась вправо, как об этом утверждает Китай» (Ингмар, 25 лет, преподаватель, Швеция).

«Может быть, и естественно ходить в храм Ясукуни, чтобы почтить всех погибших в войне, но при этом необходимо уважать чувства пострадавших стран» (Атан, 44 года, ассистент в магазине, Вьетнам).

«Война была семьдесят лет назад. Мне кажется, что Китай и Южная Корея должны вести себя более конструктивно ради молодого поколения. А подход Китая, который всеми правдами и неправдами пытается расширить свои территориальные воды, когда-нибудь встретит отпор» (Дэвид, 39 лет, инженер, Австралия).

Забыть о ссорах...

Как относятся к ситуации с Японией жители Германии — страны, которая так же, как и Япония, проиграла войну, но поддерживает дружеские отношения с соседними странами и является членом Евросоюза?

«В отличие от Японии, которая сохранила императорскую систему, Германия смогла перевести всю вину на Гитлера и нацистов. В последние годы исчезла всякая вражда с соседними странами, Франция с Германией даже выпускают совместные учебники по истории. Но, несмотря на все это, на немцев до сих пор смотрят как на нацистов, и этот образ отталкивает. Даже в странах Евросоюза многие родители советуют детям не вступать в брак с немцами.

Соседи Японии - не такие демократичные, как Евросоюз, поэтому ей тяжелее, чем Германии. Китай, с его слабым пониманием прав человека и временами агрессивной внешней политикой кажется жуткой страной, но Япония должна набраться терпения и нести мир» (Иоахим, 39 лет, врач, Германия).

Получается, что благоразумные люди по всему миру, понимают, что японцы уважают мир. Не нужно идти на поводу у Китая и Южной Кореи, которые разжигают вражду своими словами, нужно избегать образа склоняющейся к правому крылу Японии, который они навязывают.

В своем интервью французской газете «Libération» руководитель азиатского департамента Клод Леблан говорит следующее:

«В ноябре прошлого года Китай в одностороннем порядке изменил свою опознавательную воздушную зону, напомнив еще раз об опасности, исходящей от этой страны. Но в конце того же года премьер Японии Абэ совершил паломничество в храм Ясукуни, что создало образ отклоняющейся вправо Японии.

Так случилось и с корейской мангой на тему женщин для утешения, представленной на международном фестивале комиксов в городе Ангулем на юге Франции.

Изначально никто не интересовался вопросом станций утешения, но японцы сами подняли шум, а люди из окружения директора NHK Кацуто Момии и премьер-министра Японии Абэ допустили неоднозначные высказывания по этому поводу, после чего СМИ всех стран начали интересоваться этой темой.

Если сравнить отношения между Японией и Китаем, Японией и Южной Кореей с футболом, то после первого тайма Япония вела 3:0, но во втором тайме она допустила много ошибок, и за секунды до окончания матча счет сравнялся. Результатами прежде всего довольны Китай и Южная Корея, которые и подумать не могли, что сыграют вничью с Японией».

Китай и Южная Корея объединились в антияпонской критике и изо всех сил пытаются испортить имидж Японии.

Однако Японии не нужно переживать из-за мелочей. Даже если «нелюбимые всем миром» и «слабые» страны что-то замышляют, то лучше реагировать спокойно и сдержанно. Потому что на стороне Японии - популярность во всем мире.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.