Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Оказывается, русский медведь умеет плавать

© РИА Новости Алексей Даничев / Перейти в фотобанкТяжелый авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов"
Тяжелый авианесущий крейсер Адмирал флота Советского Союза Кузнецов
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
К моменту своего развала Советский Союз имел самые большие военно-морские силы в мире. После распада страны в 1991 году Россия унаследовала большую часть кораблей советского военно-морского флота. Спустя 25 лет на вооружении флота России находится смесь из старых и современных образцов. Мы представляем наиболее смертоносные российские орудия войны на воде.

К моменту своего развала Советский Союз имел самые большие военно-морские силы в мире. После развала СССР в 1991 году Россия получила по наследству большую часть советского военно-морского флота. Это не было большой удачей для России, поскольку ее экономика не позволяла содержать большой флот. От многих кораблей, самолетов и подводных лодок пришлось избавиться, либо они просто остались ржаветь в доках.

Как и в других видах российских вооруженных сил, спустя почти 25 лет на флоте образовалась смесь из старого, знакомого и нового. Ветераны советского военно-морского флота несут службу рядом с более современными образцами. В строй вступают также совершенно новые корабли. С учетом всего этого позвольте представить наиболее смертоносные российские орудия войны на воде.

Подводные ракетоносцы класса «Борей» (Проект 955)

Российский ракетоносный атомный подводный флот стратегического назначения находится в сложном положении. Ни одного корабля не было построено с момента развала Советского Союза — большинство из них были созданы в 1980-е годы. Только одна тяжелая атомная подлодка «Новомосковск» была принята на вооружение в России, и это случилось в 1992 году. Хуже всего ситуация в российском Тихоокеанском флоте, который в основном полагается на подводные лодки класса «Дельта III», произведенные в период между 1979 и 1982 годом.

Поднятие флага на АПЛ "Юрий Долгорукий"

Начнем с подводных лодок класса «Борей», оснащенных ядерными баллистическими ракетами. Имея водоизмещение 14 700 тонн, подлодки «Борей» чуть меньше по размеру, чем гигантские субмарины класса «Тайфун». Запланировано строительство восьми таких подлодок, и они будут заменять стоящие в настоящее время на вооружении подводные ракетоносцы класса «Дельта — III», «Дельта — IV» и «Тайфун». Четыре из них войдут в состав Северного флота и четыре — тихоокеанского.



Строительство подводных ракетоносцев стратегического назначения класса «Борей», разработка которых началась в конце холодной войны, было отложено из-за отсутствия финансирования. Первая субмарина «Юрий Долгорукий», в конечном итоге, была принята в состав российского Военно-морского флота 10 января 2013 года. Со стапелей сошли три субмарины этого класса. Они были построены на верфях компании Севмаш, которая недавно закончила работы по переоснащению индийского авианосца «Викрамадитья».

На лодках класса «Борей» размещены 16 баллистических ракет подводного старта «Булава», каждая из которых оснащена 6 −10 боеголовками, то есть в общей сложности получается от 96 до 160 боеголовок. По оценке веб-сайта Missile Threat, радиус их действия составляет до 8300 километров. Это означает, что подводные лодки класса «Борей», находящиеся в Баренцевом море или в Охотском море — именно там российский Военно-морской флот их и прячет — способны поразить любую точку континентальной части Соединенных Штатов.

У ракет «Булава» был сложный период в ходе их разработки, когда более 40% из 21 запуска закончились неудачно. Самые последние испытания — успешный пуск с борта «Владимира Мономаха» — были осуществлены в начале сентября этого года. Пока не будут окончательно решены проблемы надежности «Булавы», «Юрий Долгорукий» и другие субмарины того же класса будут оставаться без своего главного оружия.

Подводные лодки класса «Ясень» (Проект 885)

Рассматривавшиеся в начале 1990-х годов как замена субмаринам класса «Тайфун» («Акула») и «Оскар» («Антей»), ударные ядерные подводные лодки «Ясень», наконец, вступают в фазу нормального производства. Две подводные лодки — «Северодвинск» и «Казань» — уже построены, и планируется заложить еще несколько ракетоносцев.

Первая многоцелевая атомная подлодка проекта "Ясень" принята в состав ВМФ России

Подводные лодки класса «Ясень» являются наиболее современными субмаринами в мире. По имеющимся данным, их экипаж составляет всего 90 человек, что предполагает высокий уровень автоматизации. 200-мегаваттный ядерный реактор должен разгонять эту подводную лодку до скорости 35-40 узлов, тогда как их «малошумная оперативная скорость» составляет 20 узлов. Гидроакустический комплекс со сферической фазированной антенной решеткой «Иртыш-Амфора» обеспечивает как активное, так и пассивное обнаружение. Эти лодки оснащаются также буксируемой линейной антенной с пассивной решеткой.

Лодка класса «Ясень» имеет восемь вертикальных пусковых шахт, четыре 650-миллиметровых торпедных установки и четыре торпедных установки стандартного диаметра 533 мм. Кроме стандартных управляемых торпед, «Ясень», вне всяких сомнений, будет вооружен скоростными торпедами «Шквал», способными развивать скорость до 200 узлов и поражать цели на расстояние от 7 до 13 километров.

Как и американские субмарины класса USS Virginia, «Ясень» обладает вертикальными пусковыми шахтами, способными запускать крылатые ракеты. Вероятнее всего, в этих шахтах будут располагаться ракеты SS-N-26 или SS-N-21 «Гранат». Ракеты SS-N-26 «Оникс» оснащены прямоточным воздушно-реактивным двигателем, они способны совершать полет на предельно малой высоте над уровнем моря. Радиус действия этих противокорабельных ракет, оснащенные 200-килограмовой боеголовкой, составляет 120 километров. Крылатые ракеты «Гранат» предназначены для поражения наземных целей, и они похожи на американские ракеты «Томагавк» (Tomahawk) с радиусом действия 2500 километров. Обычно первые корабли любого класса в России попадают на Северный флот, тогда как на удаленный Тихоокеанский флот они направляются только тогда, когда устраняются все конструктивные недостатки. Однако, если верить опубликованному отчету о морских испытаниях подводной лодки «Северодвинск», в ближайшее время Тихоокеанский флот «Ясеней» не увидит.

Тяжелый атомный крейсер «Петр Великий»


Советский Союз в 1980-е годы построил три атомных крейсера класса «Киров». Это самые большие наводные боевые корабли, и при полной загрузке их водоизмещение составляет 24 000 тонн. «Киров», один из этих трех кораблей, был пущен на металлолом, «Петр Великий» находится в строю, а «Адмирал Нахимов», как ожидается, пройдет модернизацию и продолжит свою службу.

В качестве своего основного оружия корабли класса «Киров» имеют на своем борту 20 противокорабельных ракет Р-700 «Гранит». На западе они известны под обозначением SS-N-19 «Shipwreck» (Кораблекрушение) и предназначены для уничтожения очень больших кораблей. По замыслу разработчиков, даже если одна такая ракета сможет преодолеть эшелонированную оборону авианосной ударной группы, то она сможет нанести значительный ущерб. Длина ракеты составляет 10 метров, что сопоставимо с небольшим самолетом. Ее скорость, по оценкам, составляет 2,5 Маха, а радиус действия — 500 километров. Ракета П-700 может быть оснащена либо 750-килограмовой обычной боеголовкой, либо иметь 500-килотонную ядерную боеголовку.

Тяжелый атомный ракетный крейсер Северного флота "Петр Великий". Архивное фото

В ходе выполнения поставленной задачи атомные крейсеры, обладающие высокой скоростью, будут отрываться от кораблей сопровождения. С учетом этого советские инженеры оснастили их мощной противовоздушной защитой. «Петр Великий» несет на борту 48 ракет С-300Ф, а также 42 ракеты С-300ФМ «Форт ФМ» класса земля-воздух — морской эквивалент зенитно-ракетных установок С-300 «Grumble». По данным агентства РИА Новости, это единственный корабль в составе российских военно-морских сил, способный отразить атаку с использованием баллистических ракет. Для ближнего боя «Петр Великий» имеет также зенитно-ракетный комплекс, оснащенный 128 ракетами SA-N-9 (морская версия ЗРК СА-15 «Тор»), а также 5 установок ближнего радиуса действия «Каштан».

Значительные размеры этих атомных крейсеров означают, что они способны создать больше удобств для членов команды, чем обычные советские корабли. В сравнении со спартанскими условиями советских военно-морских сил, они имеют сауны (вместе с 6-метровым бассейном), кают-компании, а также помещения для игры на бильярде.

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» является единственным российским авианосцем. Советские конструкторы начали работать над этим проектом в 1974 году, а сам корабль был построен в 1985 году на верфях в Николаеве, которые в настоящее время находятся на территории Украины. После развала Советского Союза этот авианосец находится в составе российского Северного флота.

Водоизмещение «Адмирала Кузнецова» составляет 50 000 тонн, то есть примерно половину от показателей американских авианосцев класса Nimitz. Он имеет трамплин с углом 15 градусов для облегчения взлета самолетов, а также четыре задерживающих троса аэрофинишера для посадки. Два больших лифта способны перемещать самолеты между ангаром и полетной палубой.



Первоначально предполагалось, что на его борту будут размещаться 52 самолета, однако в настоящее время число их значительно меньше. Его авиационная группа сегодня состоит из 18 истребителей СУ-33 (Flanker-D), четырех Су-25 УТГ (Frogfoot), 15 противолодочных вертолетов КА-27 и двух вертолетов дальнего обнаружения. Руководство российского военно-морского флота начало процесс замены СУ-25 на МИГ-29К, представляющие собой корабельный вариант многоцелевого истребителя, первоначально разработанного для индийского военно-морского флота.

Истребитель СУ-27К взлетает с палубы авианосца "Адмирал Кузнецов"

Авианосец «Адмирал Кузнецов» имеет на своем борту значительное вооружение: 12 противокорабельных ракет Р-700 находятся в шахтах на носу корабля, между стартовыми позициями. Хотя «Адмирал Кузнецов» и получил собственные значительные противокорабельные возможности, это существенными образом ограничило пространство для самолетов в его ангаре. 29 пусковых установок SA-N-9 («Кинжал») способны поразить цели на большом удалении, а помощь им способны оказать восемь зенитно-ракетных комплексов ближнего боя типа «Каштан» и шесть артиллерийских зенитных установок АК-630 (Gatling). Две противолодочные установки РПК-5 («Ливень») способны поразить подводные лодки противника на близком расстоянии.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» имеет серьезные проблемы с силовой установкой. Запланировано проведение глубокой модернизации, включающей в себя установку нового двигателя и удаление ракет Р-700 для освобождения места в ангаре, однако средства на эти цели пока еще не выделены. Вполне возможно, что без модернизации срок службы этого корабля может закончиться в 2020-х годах.

Авианосец «Варяг» того же класса, что и «Адмирал Кузнецов», был продан китайским бизнесменам и в конечном итоге после соответствующего переоснащения стал первым китайским авианосцем «Ляонин».

Океанские буксиры

Наиболее важными кораблями в составе российских военно-морских сил являются океанские спасательные буксиры. Куда бы ни направлялся большой корабль российских ВМФ, его обязательно сопровождают два других корабля: танкер с топливом и океанский буксир на случай поломки. Это вопрос надежности. Многие российские корабли устарели, их силовые установки проработали уже около 30 лет и они не отличаются особой ненадежностью. Направление таких кораблей как «Адмирал Кузнецов», «Адмирал Виноградов» или «Петр Великий» за границу в целях демонстрации флага могут оказаться контрпродуктивными в случае поломки, и в таком случае их нужно будет спасать.

Команды российского буксирного флота не афишируют свою работу, и эти корабли не заходят в иностранные порты. В 2010 году российский Тихоокеанский флот направил в Сан-Франциско свой флагманский корабль «Варяг». Этот большой и внушительный крейсер причалил в американском порту, и матросы его команды спустились на берег для того, чтобы купить себе сотовые телефоны и дизайнерскую одежду. А команда спасательного буксира «Фотий Крылов» была лишены подобной возможности: хотя этот (относительно) небольшой корабль сопровождал «Варяг» на всем его пути из Владивостока, он остался за пределами бухты Золотые ворота и не встал на причал в городе.

Можно сказать, что до тех пор, пока новое поколение крупных надводных кораблей с более надежными силовыми установками не войдет в состав российского Военно-морского флота, буксиры будут оставаться одними из наиболее важных кораблей в составе российского ВМФ.

Кайл Мизоками живет в Сан-Франциско; его статьи публикуются в таких изданиях, как The Diplomat. Foreign Policy, War is Boring и Daily Beast. В 2009 году он стал одним создателей блога Japan Security Watch.