Папа Франциск прогулялся вчера от гостевого дома в Ватикане, где он живет, до Понтификальной академии наук, чтобы принять участие в церемонии открытия бюста своему предшественнику папе Бенедикту XVI. Сам бюст несет в себе некое тевтонское предзнаменование, однако самым интересным моментом церемонии стало короткое выступление Франциска перед собравшимися там членами академии. В его речи всего несколько абзацев, и она пока не переведена с итальянского (приведенный ниже перевод является неофициальным). Франциск посвятил ее в основном теории эволюции, которая до сих пор вызывает противоречия и неоднозначную реакцию в христианской церкви.

«Когда мы читаем о сотворении мира в Книге Бытия, мы рискуем вообразить Бога чародеем с волшебной палочкой, который в состоянии сделать все. Но это не так, — сказал Франциск. — Он создал все живое и позволил ему развиваться в соответствии с внутренними законами, которые дал каждому».

Далее Франциск заявил:

«Таким образом, эта работа по сотворению мира продолжалась на протяжении многих веков и тысячелетий, пока не стала тем, что нам известно сегодня, так как Бог не демиург и не волшебник, а Создатель, дающий жизнь всему сущему. Начало мира не было продуктом хаоса, имеющего какое-то иное происхождение, а проистекало непосредственно из высшего принципа, который созидает любовью».

«Большой взрыв, который сегодня считается началом мира, не противоречит вмешательству божественного Создателя, а, скорее, нуждается в нем, — считает папа Римский. — Эволюция в природе не противоречит понятию сотворения, потому что эволюция требует создания существ, которые развиваются... Ученый должен руководствоваться той уверенностью, которую скрывает природа в своих эволюционных механизмах, тем потенциалом, который наш разум и свобода могу обнаружить и реализовать, чтобы раскрыть замысел Создателя. Поэтому действия человека, какими бы ограниченными они ни были, берут свое начало от божьей силы и создают возможность построить мир, подходящий для его двойной жизни, физической и духовной, построить человеческий мир для всех людей, а не для какой-то группы или класса привилегированных.

В 2013 году исследовательский центр Pew провел опрос и выяснил, что 33% взрослых американцев верят «в существование человека в его нынешней форме с самого начала». Среди католиков это показатель немного ниже. 31% католиков-латиноамериканцев отрицают эволюцию, как и 26% белых католиков (среди белых протестантов таких людей целых 64%).

Не только для коммунистов

Католическая церковь уже давно признает эволюцию, хотя всегда подчеркивает свою веру в то, что Бог  - это высшая сила, стоящая за созданием вселенной и ее развитием.

В 1950 году папа Пий XII написал об эволюции в Humani Generis, заявив: «Коммунисты с радостью подписываются под этим мнением, ибо, когда людские души лишены самой идеи о персональном Боге, они могут более действенно отстаивать и пропагандировать свой диалектический материализм».

Тем не менее, он не препятствовал тому, чтобы «исследования и дискуссии о роли людей, идущие в обеих областях, имели отношение к доктрине эволюции при условии, что они будут изучать происхождение человеческого тела как появившегося из предвечной и живой материи».

Но для Пия XII эволюция была лишь недоказанной возможностью, и поэтому он осуждал тех, кто поступает так, «будто происхождение человеческого тела, как появившегося из предвечной и живой материи, является вполне определенным, доказанным фактами, которые открыты на данный момент, а также рассуждениями по этим фактам, и будто в источниках Божественного откровения нет ничего такого, что требует величайшей умеренности и осторожности в данном вопросе».

Но к 1996 году, когда появилось гораздо больше данных и доказательств, то даже такой консерватор в вопросах теологии как Папа Иоанн Павел II без проблем подтверждал, что «новые знания ведут к признанию теории эволюции в качестве чего-то большего, чем гипотеза. Действительно, весьма примечательно то, что эта теория все чаще находит признание у ученых после серии открытий в различных областях знаний».

Его преемник папа Бенедикт XVI, которого критики порой называли реакционером, также одобрительно отнесся к заявлениям научного сообщества, собравшегося в Ватикане в период его правления. Это сообщество сделало следующее заключение:

Поскольку было продемонстрировано, что все живые организмы на земле генетически взаимосвязаны, можно с уверенностью говорить о том, что все живые организмы происходят от этого первого организма. Выводы многих исследований в области физических и биологических наук все чаще подтверждают, что развитие и диверсификация жизни на земле объясняется теорией эволюции, хотя относительно темпов и механизмов эволюции до сих пор существуют разногласия. История происхождения человека сложна и подвергается ревизии, однако физическая антропология и молекулярная биология общими усилиями убедительно доказывают, что человек появился в Африке около 150 тысяч лет назад в популяции гуманоидов с общей генетической родословной.

Но устойчивое меньшинство американских католиков не разделяют мнение Папы в вопросах происхождения.