Редакция «Противохода» публикует комментарий публициста Йиржи Стодолы о неоязыческой трактовке великого праздника — Рождества Христова. Автор напоминает, откуда появился Санта Клаус и объясняет, кто сегодня боится Суда Божьего.

Ни в одном из множества справочников не забывают упомянуть о языческом происхождении Рождества. Наверное для того, чтобы этот праздник люди не вздумали массово бойкотировать, и продавцы не потеряли свою прибыль. Ведь все еще есть те, кто связывает Рождество с рождением Иисуса Христа, и это вызывает тревогу.

Занять свою позицию в отношении Сына Божьего должен каждый человек — по-другому никак. Но это непросто. В мире существует тысячи соблазнов, но Сын Божий говорит каждому нести свой крест. Любой разумный человек чувствует, что Сын Божий прав, но … мало кому этого хочется.

Оставаясь верными своей изнеженности, люди с радостью верят фантазиям о том, что Иисус — лишь миф, что он никогда не жил, что он — лишь проекция мечтаний человека о бессмертии и тому подобном.

Праздного мещанина подобные «теории» убаюкивают, и он может наслаждаться миром в полной мере. Если бы Рождество вырывало его из этого спокойствия, то он от него, скорее всего, отказался бы. Зачем праздновать день рождения кого-то, кого вообще не было, и кто, ко всему прочему, хочет от нас те ужасные вещи, которые описаны в Божьих заповедях?

Санта Кока-Кола

Вот только отменить Рождество было бы не очень выгодно. Когда еще представилась бы подобная возможность вытянуть у людей деньги? Нет, Рождество должно сохраниться, но Иисуса Христа надо оставить в стороне. Если указать на языческое происхождение Рождества, а Иисуса заменить другим лицом, то прибыль можно сохранить. Ведь язычники мещанам не мешают. Напротив, сегодняшний мещанин — язычник, который, не веря в Бога, готов поверить чему угодно, а после утопает в бессмысленных убеждениях, что не мешает ему изображать рационализм и бороться со всякого рода «мракобесием».

Когда-то в пуританской Англии и Америке от Рождества отказывались как раз из-за его якобы языческого происхождения. Разумеется, это было типичное протестантское непонимание сути вещей. И хотя Рождество празднуют в период, когда язычники отмечают зимнее солнцестояние, это ничего не значит. Суть Рождества — рождение Иисуса Христа, Спасителя мира, а не движение Солнца. И что с того, что Солнце — подходящий символ Христа? Что в этом плохого?

Но надо зарабатывать, так что пуританам заткнули рот. В итоге Рождество в Америке парадоксальным образом связано с фигурой, которая не имеет никакого отношения к христианству — с Санта-Клаусом. Эта странноватая фигура, вероятно, соотносится с щедрым епископом святым Николаем, который помогал бедным. В Голландии его называют Зинтерклас, а это, по всей видимости, дало рождение имени Санта-Клаус.

В чешских землях святой Микулаш приносит детям подарки в канун своего праздника — 6 декабря. Взрослые переодеваются в Микулашей с епископскими атрибутами.

Но в протестантской стране это проблематично, так что митра превратилась в спешную шапку с помпоном. Так секуляризация и «оязычивание» были завершены. О чисто коммерческой функции этой фигуры говорит тот факт, что за распространением культа Санта-Клауса в первой половине 20-го века стояла фирма «Кока-Кола».

Младенец Иисус вырос и стал Дедом Морозом

В чешских землях, которые никогда так и не стали протестантскими, с Рождеством проблем не было. Однозначную связь Рождества с рождением Иисуса Христа доказывает тот факт, что у нас подарки детям носит «Йежишек» (младенец Иисус). Это, конечно, было как бельмо на глазу для тех, кто хотел сохранить Рождество по разным (коммерческим) соображениям, но без его первоначального христианского содержания.

В 50-е годы прошлого века коммунисты предприняли шаги по секуляризации Рождества, которое они называли праздником покоя и мира. Рождественское выступление Антонина Запотоцкого в 1952 году обнаруживает даже комичные моменты: «Вы, кто подрастает, даже не замечаете, как много всего у нас в последнее время изменилось и меняется. Даже легендарное Рождество не осталось без изменений. Рождественские елки продолжают сиять, готовы подарки, но нет уже ясель, которые раньше бывали неотъемлемым атрибутом рождественских праздников.

Прежде ясли с младенцем Иисусом должны были быть на Рождество в каждом доме — даже если нам приходилось, вырезав их из бумаги, запихивать их за оконные рамы. Маленький Иисус лежит в хлеву на соломе возле бычка и ослика, над хлевом сияет Вифлеемская звезда — это символ старого Рождества.

Почему? Он должен был напоминать рабочим и бедным, что беднякам место в хлеву. Если в хлеву мог родиться и жить Иисус, то почему бы там не могли жить и вы? Почему там не могут рождаться ваши дети? Так разговаривали с бедными и рабочими богатые и сильные. Поэтому и во время капиталистического господства, когда богатые правили, а бедные гнули спину, многие рабочие жили в хлеву, и там рождались их дети.

Но времена поменялись. Произошло много коренных изменений. Иисус вырос, постарел, у него выросла борода, и он превратился в Деда Мороза. Он уже не ходит голый и оборванный — он хорошо одет: в шапку-ушанку и шубу. Голыми и оборванными сегодня не ходят и наши рабочие и их дети. Дед Мороз приходит к нам с Востока, и путь ему тоже освещают звезды, и не только одна Вифлеемская, а множество других красных звезд на наших шахтах, заводах, фабриках и зданиях».

Что тут добавить? Сегодня мы живем в демократии, у нас свобода вероисповедания, но и сегодня младенец Иисус многим мешает. Почему? Причины прозаичны. Ведь он вызывает воспоминания о фигуре Иисуса Христа, Сына Божьего, который однажды придет судить всех живых и мертвых. И многие об этом не хотят слышать. Подобные разговоры мешают им наслаждаться жизнью, поэтому неудивительно, что торговые центры и улицы заполняются безвредными фигурами в красном, в высоких сапогах и с длинной бородой, которые кричат: «Хо-хо-хо!». Но то, насколько они жалки, понимают не только христиане, но и все те, кто не растерял здравый смысл.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.