Правительство президента Петра Порошенко, обратившееся за международной финансовой помощью, получило поддержку со стороны финансиста и филантропа Джорджа Сороса, который призвал Европу выделить 50 миллиардов долларов на спасение Украины. Однако детально разработанному плану Сороса и усилиям украинского правительства, направленным на сбор средств, придется столкнуться с суровой реальностью: уровень доверия к правительству Украины недостаточно высок, чтобы предоставлять ему подобную сумму, кроме того, у европейских стран имеются и другие цели, на которые они могли бы направить такие деньги.
Сорос, эмигрировавший в 1947 году в Великобританию, дабы не остаться в просоветской Венгрии, очень близко к сердцу принял нападение России на Украину. Он предупреждал, что националистическое возрождение России представляет собой самую большую угрозу для Европы. Сорос полагает, что ни Запад в целом, ни Европейский союз в частности не правы, когда в вопросе о предоставлении финансовой помощи рассматривают Украину в качестве обычной страны, ничем не отличающейся от других. «Подобное отношение нужно менять, — написал недавно Сорос в New York Review of Books. — Рождение новой Украины и агрессия России — это не просто временные потрясения, а эпохальные исторические события».
По мнению Сороса, «финансовая и техническая помощь, сопоставимая по размеру со значимостью реформ», будет предоставлена после того, как изменится отношение к кризисной ситуации на Украине. Сорос раскритиковал европейские программы помощи таким странам, как Венгрия, Румыния, Португалия и Ирландия, заявив, что вместо этого деньги должны быть предоставлены Украине. Часть помощи сможет предоставить Международный валютный фонд. Прибавьте сюда средства, которые могли бы предоставить другие финансовые институты, кроме того, не забудем упомянуть о реструктуризации долга — и в итоге наберется сумма в размере 50 млрд. долл. в качестве пакета помощи, пишет Сорос.
Миллиардер призвал сделать акцент больше на оказании помощи Украине, нежели на попытках навредить России (он называет это «неизбежным злом»). Я согласен с ним насчет того, что нужно посредством оказания помощи Украине сделать из Европы «землю обетованную» как для Украины, так и, в конечном счете, для России. Труднее согласиться с утверждением Сороса о том, что «реформаторы в новом украинском правительстве являются сторонниками слишком радикальной программы реформ — этакого "большого взрыва", который приведет к драматическим последствиям».
А пока правительство не только затянуло с реформами, крайне медленно осуществляя необходимые преобразования, но и не смогло сформировать вразумительный бюджет. Несмотря на то, что в конце 2014 года парламент страны утвердил программу расходов на 2015 год, и Порошенко ее подписал, содержание расходный статей остается закрытым. Эта ситуация подверглась критике со стороны парламентария Сергея Лещенко который высказал недовольство в своей колонке на сайте Pravda.com.ua, заявив, что законодатели не знали, за что голосовали. В свое время Лещенко занимался журналистскими расследованиями и в настоящее время является представителем нового поколения политиков, которые прошли в украинской парламент.
Лещенко описывает ситуацию в нынешнем украинском правительстве как спонтанное разделение власти между «двумя политическими монополиями», одна из которых возглавляется Порошенко, а другая премьер-министром Арсением Яценюком, к которому примыкает третий клан — миллиардера Игоря Коломойского. Такая ситуация очень сильно отличается от обильных комплиментов, расточаемых Соросом, который описывает украинское правительство как команду идеалистов и реформаторов, готовых совершить гигантский рывок вперед.
«Нашими самыми большими союзниками являются западные правительства и международные финансовые организации, — пишет Лещенко. — Сделавшись единственными спасителями украинской экономики, они обладают моральным правом требовать проведения реформ, которые являются предварительным условием предоставления финансовых средств».
Если мы по идеологическим и геополитическим причинам завалим Украину деньгами, как это предлагает Сорос, то из-за этого перед украинскими политиками и чиновниками возникнут большие нравственные риски. А они уже надеются получить такую финансовую поддержку, при которой не нужно будет реструктурировать долг Украины, уже превышающий 80% от украинского ВВП по состоянию на 2014 год.
Чтобы понять, почему не стоит выделять Украине 50 миллиардов долларов, Сорос должен был бы вспомнить о своей филантропической деятельности в России в 1990-х годах. Он потратил около одного миллиарда долларов на помощь научным, культурным и гражданским институтам, но Россия все равно отошла от западного курса и вновь стала представлять собой угрозу.
Тем не менее, Яценюк и его команда надеются, что западные лидеры согласятся с доводами Сороса. Восьмого января наступившего года премьер-министр Украины провел в Берлине переговоры с канцлером Ангелой Меркель и ее союзниками. Вслед за Соросом он повторил те же самые эпитеты в адрес России, назвав ее угрозой для Европы и обвинив ее в том, что она пытается создать замороженный конфликт на Украине. Однако, получить большие суммы Яценюку не удалось. Германия готова была предоставить лишь кредит в пятьсот миллионов евро (589 млрд долл.) на восстановление разрушенных войной восточных регионов Украины. Со своей стороны, Еврокомиссия пообещала предоставить еще один кредит в размере 1,8 млрд евро, правда данное решение еще нужно одобрить в Европарламенте. Однако все эти средства — лишь малая часть той суммы, в которой нуждается Украина, чтобы избежать экономического краха. Правда, председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер назвал эту выделяемую сумму «беспрецедентной финансовой поддержкой».
Несмотря на то, что Меркель сочувствует Украине, ее правительство не может тратить миллиарды на оказание помощи этой стране. Чтобы сохранить еврозону, Германии вскоре придется списать некоторые кредиты, выделенные в свое время Греции. Поэтому вопрос о выделении еще больших сумм без получения надежных гарантий их погашения не стоит на повестке дня. Прочие европейские страны, особенно те, кто принял участие в оказании помощи Греции, также разделяют обеспокоенность Германии. А Международный валютный фонд, которому предстоит 18-го января принимать решение по Украине, должен быть уверен в том, что эта страна отвечает всем критериям для получения помощи.
Именно украинские политические деятели, а отнюдь не иностранные правительства и не МВФ, упускают историческую возможность осуществления преобразований на Украине. Составление бюджета под конец прошлого года явилось серьезным экзаменом, который украинское правительство не смогло сдать. Чтобы получить дополнительное финансирование, украинскому правительству предстоит сделать намного больше — фактически ему придется показать, что оно напрягается изо всех сил.