Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Психология предательства

© East News / AP Photo/Pavel GolovkinЭдвард Сноуден задает вопрос Владимиру Путину
Эдвард Сноуден задает вопрос Владимиру Путину
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как описать психическое состояние человека, который предает друга? Представьте, что близкий вам человек, с которым вы много лет шли рука об руку, оказался злодеем. Узнав о предательстве, вы, естественно, тотчас же спросите: «Почему?» А какое состояние толкает на государственную измену? Как можно предать страну, в которой ты родился и вырос, где живет твоя семья?

Вы когда-нибудь задумывались над тем, каково психическое состояние предателя?

В последнее время я много размышлял над этим вопросом. Никто не щадит своих усилий для разоблачения тех, кто совершает вероломный поступок. Да, в его основе всегда лежит криминальная позиция, но меня волнует кое-что другое. Мне интересна не столько преступная составляющая предательства, сколько психология предателя и психологическая основа его действий. Если рассматривать предательство как преступление и грех, то важно выявить не только мотивы этого деяния, но и понять, как оно влияет на психику человека.

Конечно, правильнее всего обратиться к мнению профессионального психолога или психиатра. Но я пытался понять психологию предательства путем собственных рассуждений и наблюдений. Признаю, что, возможно, мне не удалось сделать это в полной мере.

Поделюсь некоторыми посетившими меня идеями.

Как описать психическое состояние человека, который предает своего друга, соратника? Представьте, что близкий вам человек, с которым вы много лет шли рука об руку, оказался злодеем. Узнав о предательстве, вы, естественно, тотчас же спросите: «Почему?» На ум приходит и другой вопрос: «Когда у него возникла мысль о предательстве? Когда мы делили трапезу, совершали намаз, преодолевали долгий совместный путь, подшучивали друг над другом? Хотел ли он причинить мне зло, когда смотрел на меня и улыбался?» Думаю, что это не так, иначе это состояние можно было бы отнести к психическим заболеваниям.

Если при встрече со своим врагом, соперником, конкурентом, человек притворно улыбнется, а про себя скажет: «Настанет и твой час расплаты», этому можно найти разумное объяснение. Но если речь идет не о враге или сопернике, а о вашем друге, с которым вы давно идете одной дорогой, то здесь, должно быть, действует иная психология. Стерев мысль о многолетней дружбе, он должен сформировать настолько негативное представление о вас, чтобы совершить подлость в отношении своего старого товарища и друга.

Какое психическое состояние толкает на государственную измену? Как можно предать страну, в которой ты родился, где живут твои родители, семья, где тебя окружают самые прекрасные воспоминания? О чем думает изменник, какая логика им движет, когда он передает какому-либо государству защищаемые его родной страной секреты? Насколько достаточным для объяснения предательства аргументом являются деньги? Думаю, дело не только в них. Кто-то действительно может разбогатеть, получив денежное вознаграждение в обмен на предательство, но для самого факта совершения этого деяния, пожалуй, недостаточно одних денег.

Самый интересный вопрос заключается в том, как некто, предавший друга, родину или семью, оправдывает содеянное перед самим собой? Уверен, что до момента совершения предательства изменник переживает самую настоящую внутреннюю борьбу. Что говорит ему внутренний голос зла? Едва ли он повелевает: «Ты должен предать свою страну». Полагаю, он убеждает в форме: «Это не предательство, а восстание против несправедливости». К злодеянию против друга он может побуждать так: «Да, он много лет был твоим другом, но, по сути, он угнетал тебя».

Но есть и внутренний голос добра. Уверен, он пронзительно кричит: «Это предательство, ни в коем случае не делай этого». Как, по-вашему, проводит ночи человек, который слышал этот голос, но предпочел прислушаться к другому? Пытается ли он заглушить внутренний голос добра, который говорит ему: «Ты совершаешь предательство. Сверни с этого пути, пока не поздно»? Испытывает ли он раскаяние, размышляя над содеянным?

Предательство — это осознанное деяние человека.

Это умышленное преступление, при котором составляется план, разрабатываются идеи, используется логика. Затем происходит принятие решения о предательстве. Именно поэтому цена предательства очень высока. Человек не может стать предателем в момент гнева или взрыва ярости.

Предательство — зло, требующее постоянства. Это зло, имеющее продолжение.

Интересно, сможет ли некто, однажды предавший друга, дело или страну, когда-нибудь объяснить нам психологию предательства?