Армения и ее трагическая история вызвали широкое обсуждение в СМИ в преддверии отмечаемой 24 апреля столетней годовщины событий, которые сейчас — хотя и не повсеместно — называют геноцидом 1915 года. Президенты Владимир Путин и Франсуа Олланд приедут в Ереван и будут представлять Россию и Францию — две наиболее влиятельные страны, которые не побоялись вызвать недовольство Турции и в отношении массовых депортаций и убийств в последние дни существования Османской империи использовали слово геноцид. США, которые воздерживаются от использования этого слова, направляют на церемонию министра финансов Джека Лью (Jack Lew). Британию будет представлять вице-председатель британо-армянской межпарламентской группы Палаты общин член консервативной партии Джон Виттингдейл (John Whittingdale).
Никто не умаляет своего почтительного отношения к авторитету Виттингдейла, послу Великобритании в Армении или епископу Лондона, который также будет присутствовать на церемонии. Но уровень британского представительства гораздо ниже уровня трех других постоянных членов Совета Безопасности ООН. Еще один факт, указывающий на разницу в представительстве, это то, что Принц Уэльский возглавит делегацию Великобритании, которая в тот же самый день примет участие в церемонии празднования столетия битвы в Галлиполи. Эту дату для торжеств, по мнению армян, Турция — давний надежный союзник НАТО — выбрала намеренно, чтобы затмить своими торжествами день памяти жертв геноцида, который будет отмечаться в Ереване.
Позиция Британии в вопросе признания геноцида не нова. Однако документы, обнародованные в соответствии с законом о свободе информации — при том, что они были тщательно отредактированы — проливают свет на содержание проходивших полтора года назад внутриправительственных дебатов о необходимости изменения политики по этому вопросу. Итогом этой дискуссии — судя по всему, между посольством в Ереване и заместителем министра иностранных дел Великобритании по делам Европы в Лондоне — стало решение продолжать прежнюю политику, но при этом занять «более прогрессивную» позицию по вопросу участия в торжественных юбилейных мероприятиях. «Однако следует позаботиться о том, чтобы этот шаг не был неверно истолкован как отсутствие официального признания (в широком смысле этого слова) ужасающих событий, произошедших в 1915-1916 годах», — высказался неназванный участник дебатов. «Было бы правильным принять более активное участие в юбилейных мероприятиях, а также продолжить работу по урегулированию разногласий». Министерство иностранных дел не уточнило, означает ли присутствие на церемонии Виттингдейла с коллегами, на самом деле, более активное участие в мероприятиях.
Как ни парадоксально, в мае 1915 года, когда все те ужасы и страдания, которые испытывали в годы войны армяне в восточной Анатолии, широко освещались в прессе, Британия со своими французскими и российскими союзниками гневно осуждали действия, которые они назвали «преступлением против человечества» — что тогда еще было новым термином. Однако нынешняя позиция Великобритании заключается в том, что решение о том, что является геноцидом, должны принимать не правительства. «Правительство Великобритании признает геноцидом лишь те события, которые признаны таковыми со стороны международных судов (например, Холокост и резня в Сребренице и Руанде), и именно этим мы должны руководствоваться в вопросе о признании», — говорится в документе. Эту позицию подверг жесткой критике адвокат Джеффри Робертсон (Geoffrey Robertson), чьи заявления, по всей видимости, и вызвали дискуссию в британском МИДе.
В качестве варианта в 2013 году рассматривалась и другое решение проблемы. Предлагалось последовать примеру России, Франции и других стран и признать массовое истребление армян геноцидом, руководствуясь опубликованным в мае 1915 года заявлением (стран Антанты — прим. пер.) и преамбулой конвенции ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, принятой в 1948 году. «Это было бы воспринято положительно как правительством Армении, так и британской диаспорой, — говорилось в документе. — Однако это означало бы существенное и далеко идущее изменение политики правительства Ее Величества». Следующее предложение было в значительной степени отредактировано. И Турция странным образом в тексте вообще не упоминается. Еще в одном документе по этому вопросу, в котором сообщается о решении, принятом в 2010 году парламентом Швеции о признании термина «геноцид», говорится о «заметном влиянии» на отношения между Стокгольмом и Анкарой, в том числе и об отмене визита тогдашнего премьер-министра, а ныне президента Турции Реджепа Тайипа Эродогана (Recep Tayyip Erdogan). Можно предположить, что Британия опасается подобных ответных мер со стороны Турции в случае признания геноцида армян. Но закон о свободе информации не предусматривает подробных объяснений причин этого явного и досадного нежелания признать геноцид.