Йеменцы задаются вопросом: закончили ли саудовцы свою начатую 28 дней назад кампанию бомбардировок, или война просто вступает в новую фазу. Авиаудары до сих пор наносятся по Адену, Таизу и прочим йеменским городам, хотя они должны были прекратиться несколько часов назад.
Но никто в Йемене не верит, что начатая Саудовской Аравией 26 марта воздушная война может завершиться просто потому, что прекратят падать бомбы.
Шиитские боевики хуситы, которых якобы хотят изгнать саудовцы, после окончания бомбовых ударов в результате тяжелых боев захватили штаб бронетанковой бригады в городе Таиз. Каких бы результатов ни добились саудовцы своими бомбардировками, они не ослабили хуситов.
Ход воздушной войны во многом похож на израильские бомбардировки Ливана и Газы за последние 20 лет. Во-первых, звучат леденящие кровь заявления о том, как при помощи одной только авиации будет повергнут противник. Затем становится ясно, что воздушные удары становятся причиной гибели большого количества гражданского населения, но не оказывают решающего воздействия на силы противника (по данным Всемирной организации здравоохранения, на сегодня 944 йеменца погибли и 3 487 получили ранения). И наконец, зарубежные страны начинают все чаще требовать положить конец авиаударам. В частности, сегодня это делают США, которые помогают саудовским ВВС в вопросах разведки и тылового обеспечения.
Саудовская Аравия сталкивается сегодня в Йемене с теми же неудачами, что и израильтяне в Ливане и Газе, поскольку реальных достижений у нее нет. Хорошо организованное движение боевиков хуситов, берущее начало из шиитской секты зейдитов и племен северного Йемена, ни разу не переходило в отступление.
Хуситы взяли под свой контроль Сану и ведут боевые действия в Адене. В Йемене у них много противников, но в Сане и в северной части страны народ в ужасе от тех потерь и ущерба, которые наносят саудовцы своими авиаударами без разбора.
Не до конца понятно, чего хочет добиться Саудовская Аравия этими бомбардировками, которые выглядят как чрезмерная реакция на междоусобицу в Йемене. Эр-Рияд утверждает, что хуситы это ставленники Ирана. Однако многие расценивают эти заявления как пропаганду или преувеличение, хотя они способны оказаться самосбывающимся пророчеством, поскольку под внешним нажимом хуситы могут обратиться за помощью к иностранным союзникам.
Еще одним мотивом может быть внутренняя политика Саудовской Аравии, поскольку новому королю Салману и его сыну Мохаммеду, который является министром обороны и главой королевского суда, нужна маленькая победоносная война, чтобы создать противовес пользующимся иранской поддержкой правительствам Ирака и Сирии.
Иран оказывает хуситам политическую и гуманитарную поддержку, но как Тегеран, так и повстанцы отрицают, что он их вооружает. В среду Иран приветствовал решение Саудовской Аравии прекратить операцию «Решительная буря» и начать новую под названием «Возрождение надежды».
Наверное, саудовцы также надеются на создание внушительной суннитской коалиции, опираясь на рычаги политических и финансовых долгов Египта и Пакистана и добиваясь, чтобы эти две суннитские страны присоединились к ним.
Бежав в Саудовскую Аравию и одобрив бомбардировки, президент Йемена Абд Раббо Мансур Хади (Abed Rabbo Mansur Hadi), которого саудовцы предположительно пытаются восстановить во власти, полностью себя дискредитировал. Когда Эр-Рияд объявил об окончании бомбардировок, он произнес невразумительную речь. Обозреватели подметили, что очки на нем сидят криво, и кое-кто язвительно прокомментировал, что «человек, неспособный поправить очки на носу, вряд ли сможет исправить ситуацию в Йемене».
В результате саудовских бомбардировок кризис в Йемене серьезно усугубился. Там всегда была слаба центральная власть, и многочисленные хорошо вооруженные игроки пользуются влиянием в пределах своих территорий, но война усилила разногласия и перевела их в военную плоскость. Люди не всегда являются теми, кем кажутся. Те боевики из Адена, которые заявили о своей поддержке Хади, скорее всего, являются южнойеменскими сепаратистами, стремящимися к расколу Йемена, как было до 1990 года.
Южное движение сопротивления заявляет, что оно продолжает боевые действия и не намерено расходиться по домам из-за какой-то сделки (если таковая вообще существует) между саудовцами, хуситами и бывшим президентом Али Абдаллой Салехом (Ali Abdulllah Saleh), который по-прежнему пользуется немалым влиянием в стране, где ему сохраняют верность многие армейские части, и находится в союзе с хуситами. Получается, что Салех разорвал прежние связи, поскольку его долгие годы считали ставленником Саудовской Аравии и американцев, пытавшихся сокрушить хуситов.
Похоже, что Эр-Рияд выбрал Йемен в качестве очередной арены конфронтации между Ираном и монархиями Персидского залива, и между суннитами и шиитами. Возможно, это не совсем верная интерпретация конфликта, в котором более важны факторы местного характера, но он может превратить Йемен в такую же зону боевых действий какой стали Ирак и Сирия. Одно из зловещих обстоятельств заключается в том, что «Аль-Каида на Аравийском полуострове» (АКАП) очень многое выиграла в результате распада центральной власти, и может теперь предоставлять штурмовые войска суннитам.