Индия и Россия вышли на заключительный этап переговоров, в результате которых Дели получит в аренду от Москвы еще одну атомную многоцелевую торпедную подводную лодку.

По сообщению индийской Economic Times премьер-министр Индии Нарендра Моди (Narendra Modi) и президент России Владимир Путин обсудят эту сделку в кулуарах саммита лидеров стран БРИКС, проходящего в российском городе Уфа.

«Несколько источников, с которыми общались журналисты издания, подтвердили, что переговоры об аренде еще одной подводной лодки в рамках проекта “Чакра-3” находятся на завершающей стадии, и что этот вопрос будет обсуждаться во время визита премьер-министра Моди в Россию на этой неделе», — говорится в сообщении.

До этого многие факты указывали на то, что Индия намеревается арендовать еще одну атомную многоцелевую торпедную электро-дизельную субмарину российского производства. И во время своего визита в Индию в прошлом году Владимир Путин отметил, что Россия будет заинтересована в подобной сделке.

Правда, как пишет в своей последней статье Economic Times, в отличие от прежних индийско-российских договоров об аренде подлодок на этот раз Россия построит подводную лодку специально для Индии. Как говорится в статье, возможно, что это будет одна из новейших многоцелевых подводных лодок проекта «Ясень» c крылатыми ракетами или ее модификация подобной конструкции.

«Окончательные детали еще будут обсуждаться, но уже сейчас почти решено, что эта абсолютно новая субмарина будет построена», — сообщает Economic Times со ссылкой на источник, знакомый с подробностями проекта и пожелавший остаться неназванным.

Подводная лодка класса «Ясень» станет значительным пополнением сократившегося подводного флота Индии. Как написал в издании The National Interest Кайл Мизоками (Kyle Mizokami), «Подводные лодки проекта “Ясень” являются одними из самых перспективных в мире. По имеющимся сведениям, экипаж подлодки составляет всего 90 человек, и на ней предусмотрен высокий уровень автоматизации. Атомный реактор нового поколения мощностью 200 мВТ позволит развивать максимальную скорость от 35 до 40 узлов, при этом «бесшумность» подлодки обеспечивается на скорости 20 узлов.

Говоря о вооружении подводной лодки, Мизоками отметил, что «на “Ясене” установлены 8 вертикальных ракетных шахт, 4 торпедных аппарата калибра 650 мм и четыре торпедных аппарата стандартного калибра 533 мм. Помимо стандартных управляемых торпед, на “Ясене”, вероятнее всего, будет установлена скоростная ракета-торпеда «Шквал» с радиусом действия от 7 до 13 километров и скоростью 200 узлов».

В настоящий момент Индия предпринимает попытки переоснастить свой подводный флот, который за последние годы понес существенные потери в результате нескольких нештатных ситуаций. Прежде всего, Индия пытается построить ракетный подводный крейсер стратегического назначения (SSBNs), который будет использоваться в качестве элемента морского базирования для ее средств стратегического сдерживания.

Кроме того в начале этого года Индия запустила проект по строительству шести атомных многофункциональных торпедных подводных лодок собственного производства, что, по всей видимости, будет осуществляться с привлечением значительной помощи из-за рубежа. Дело в том, что согласно более ранним сообщениям The National Interest, Россия и Индия ведут переговоры о начале совместного производства — в том числе и атомных многофункциональных торпедных подводных лодок. Но сейчас идет речь лишь о предварительной стадии таких переговоров.

И все же у Индии есть большой опыт пополнения своего подводного флота российскими субмаринами. Например, в 1960-1970-е годы Советский Союз продал Индии восемь подлодок типа «Фокстрот», которые Индия использовала по своей кодификации Vela. В настоящее время на вооружении Индии находятся несколько субмарин класса Kilo (американская кодификация), которые в ВМФ Индии имеют наименование «Синдхугхош».

Кроме того, Индия практикует аренду атомных многофункциональных торпедных подводных лодок российского производства. В 1980-е годы Индия на короткий срок арендовала у Советского Союза электро-дизельную подводную лодку в рамках проекта «Чакра-1». В 2012 году Дели взял в аренду сроком на 10 лет вторую электро-дизельную подлодку российского производства. В отличие от проекта, обсуждаемого в настоящее время, те первые две подводные лодки представляли собой отремонтированные и модернизированные подлодки — соответственно советскую и российскую.

По сообщениям на эту тему, Россия, якобы, заинтересована в том, чтобы превратить Индию в международный производственный центр по модернизации, обслуживанию и ремонту подводных лодок с обычной — неатомной — энергетической установкой. В своем интервью Economic Times заместитель генерального директора государственного Центра судоремонта «Звездочка» Евгений Шустиков говорит: «Мы находимся в процессе переговоров с индийской судоверфью, и если эти переговоры будут успешными, она сможет стать нашим партнером для будущих задач модернизации подводных лодок класса Kilo. Не только для Индии, но и для третьих стран», — сказал он.

Как сообщается далее, «представители руководства государственного центра “Звездочка” заявили изданию, что меморандум о взаимопонимании между “Звездочкой” и индийской компанией может быть подписан в течение месяца, поскольку переговоры уже находятся на завершающей стадии. Российские инженеры уже побывали на индийской судоверфи и проконсультировали ее руководство по вопросу проведения переоборудования и необходимой переналадки, а также инвестиций, требующихся для реализации проекта».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.