НАСА: на Марсе есть жидкая вода

© REUTERS / NASA/JPL/University of ArizonaОдна из темных полос на склоне кратера Гейл (в центре), где работает марсоход Curiosity
Согласно результатам нового исследования, опубликованным в журнале Nature Geosciences, в теплые сезоны на поверхности Марса появляется жидкая вода. Об этом свидетельствуют новые спектральные данные с марсианского исследовательского зонда MRO. НАСА представило результаты этого анализа как ответ на главную загадку Марса: действительно ли на поверхности Красной планеты есть жидкая вода?

Согласно результатам нового исследования, опубликованным в журнале Nature Geosciences, в теплые сезоны на поверхности Марса появляется жидкая вода. Об этом свидетельствуют новые спектральные данные с марсианского исследовательского зонда MRO, летательного аппарата, который изучает эту планету с ее орбиты. Этот зонд проанализировал химический состав странных темных полос, которые периодически появляются на поверхности Марса. Анализ подтвердил, что эти полосы представляют собой очень соленую воду, которая течет со склонов и кратеров на Марсе.

НАСА представило результаты этого анализа как ответ на главную загадку Марса: действительно ли на поверхности Красной планеты есть жидкая вода? Ученым уже известно, что вода присутствует на Марсе в форме льда, однако до сих пор никому не удавалось подтвердить, что вода на этой планете может оставаться в жидком состоянии. НАСА утверждает, что теперь мы знаем ответ на этот вопрос.

Это не первый случай, когда ученые выдвигали гипотезу о том, что на Марсе присутствует жидкая вода в той или иной форме. Они уже давно обсуждают теорию о том, что более 4 биллионов лет назад на Марсе существовал огромный океан. А новые данные, полученные с марсохода Curiosity, свидетельствуют о том, что жидкая вода присутствует на Марсе непосредственно под поверхностным слоем пород. Обнаружение воды на Марсе уже почти превратилось в тему для шуток среди планетологов. Альфред Макьюэн (Alfred McEwen), планетарный геолог из университета Аризоны в Тусоне, который также принимал участие в этом исследовании, написал в Scientific American, что такие исследования уже вошли в привычку. «Поздравляем — вы уже в тысячный раз обнаружили воду на Марсе!» — пошутил он.

Однако результаты нового исследования представляют собой более неоспоримые данные о присутствие на Марсе воды в жидкой форме, хотя оно лишь подтвердило давние догадки ученых НАСА — что странные темные полосы на снимках с Марса — это потоки жидкой воды. Эти потоки были впервые зафиксированы зондом MRO в 2010 году. Речь идет о темных и довольно узких полосах менее 5 метров в ширину. В летние периоды эти полосы становятся шире и длиннее, а в холодные сезоны они уменьшаются и исчезают.

Несколько лет назад ученые предположили, что появление этих темных полос связано с присутствием воды и солей. «Эти полосы появлялись при температурах, подходящих для того, чтобы вода могла существовать в жидкой форме», — рассказал аспирант Технологического института Джорджии Луэндра Ойха (Lujendra Ojha). Средняя температура на Марсе составляет примерно минус 80 градусов по шкале Фаренгейта, однако в летний период у экватора она может достигать 70 градусов по Фаренгейту. Ойха и его команда предположили, что в теплое время года жидкая вода, насыщенная перхлоратами, начинает стекать по склонам холмов и кратеров на поверхности Марса. Вместе вода и перхлораты образуют очень соленый раствор, температура замерзания которого гораздо ниже температуры замерзания обычной воды. Это позволяет раствору оставаться в жидком состоянии даже тогда, когда температура начинает понижаться. По мнению Ойхи, эти темные полосы на снимках представляют собой следу от ручьев соленой воды.

Результаты нового исследования, опубликованные сегодня, являются непосредственным доказательством того, что в формировании этих полос участвовала вода. При помощи видеоспектрометра MRO ученые изучили химический состав этих регулярно возникающих полос на склонах. Спектрометр видимого диапазона, который может определить состав минералов, наблюдая их в различных длинах волны света, показал, что темные полосы на самом деле состоят из гидратированных солей, в кристаллической структуре которых присутствуют молекулы воды. «Это говорит нам о том, что вода играет ключевую роль в механизме формирования этих объектов», — подытожил Ойха.

На вопрос о том, откуда берется эта вода, Ойха ответил, что есть три возможных источника. Перхлораты могут вытягивать воду из атмосферы Марса, когда воздух становится очень влажным. Вода также может поступать из некого источника льда, находящегося под поверхностью планеты, переходя в жидкую форму при контакте с солями. Возможно, даже существует некий водоносный слой, вода из которого и образует эти соленые ручьи.

Каким бы ни был источник воды, по словам Ойхи, новые данные являются неоспоримым доказательством присутствия жидкой воды на Марсе. И если это действительно так, мы можем говорить о возможности обнаружить микробную форму жизни на Красной планете. Считается, что жизнь на Земле возникла именно благодаря воде, поэтому велика вероятность того, что Солнечной системе, недалеко от нашей планеты, существуют внеземные формы жизни.

Хотя мы уже об этом догадывались. Но теперь мы можем быть в этом полностью уверены.