Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"The Guardian" (Великобритания): Вашингтон вносит неопределенность в мировую политику

"The Guardian" (Великобритания): Вашингтон вносит неопределенность в мировую политику

"The Guardian" (Великобритания): Вашингтон вносит неопределенность в мировую политику picture
The Guardian (Великобритания): Вашингтон вносит неопределенность в мировую политику picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Специалист по международным делам исследует вопрос о том, как неопределенность с объявлением результатов голосования по выборам президента США в штате Флорида влияет на ситуацию в "горячих точках" мира.

В Соединенных Штатах Америки близится день ухода администрации Билла Клинтона, которая находится у власти в течение 8 лет. На Капитолийском холме ожидают, когда конгресс соберется в новом составе. Между тем характерный для переходного периода "вакуум власти" во внешней политике США оказывает глубокое, нередко отрицательное, воздействие на целый ряд важных для мирового сообщества проблем и спорных вопросов.

Длительный период передачи властных полномочий от одного правительства к другому всегда создает проблемы. На этот раз в США, вследствие продолжающегося спора по вопросу о том, кто выиграл состоявшиеся в прошлом месяце президентские выборы, переходный период особенно изобилует проблемами. Но, даже если в ближайшие дни этот спор будет, наконец, решен, потеряно драгоценное время на осуществление передачи властных полномочий, а тем временем США перестают уделять внимание международным делам.

Президент Клинтон, правда, пообещал посвятить оставшиеся примерно 50 дней решению насущных проблем внешней политики, в частности касающихся Ближнего Востока, однако его влияние в мире значительно уменьшилось. Фактически уже многие месяцы он ограничен в своих возможностях из-за того, что его воспринимают как президента, завершающего свой второй, последний срок пребывания на посту. Любые действия, которые он, возможно, предпримет в период между сегодняшним днем и 20 января (днем инаугурации нового президента), например визит в Ирландию на следующей неделе, волей-неволей будут по преимуществу символическими.

Затянувшийся переходный период в Вашингтоне имеет далеко идущие последствия. На Ближнем Востоке, где американская дипломатия монополизировала руководство процессом мирного урегулирования, переговоры затормозились. Спустя менее полугода после взлета надежд на разрешение израильско-палестинского конфликта эти переговоры почти зашли в тупик, а обстановка характеризуется спорадическими вспышками насилия.

Израиль снова угрожает напасть на Сирию, если ситуация с обеспечением безопасности на ее границе с Ливаном будет и дальше ухудшаться. Тем временем давно исполняющий обязанности американского посредника на Ближнем Востоке Деннис Росс объявил, что в следующем месяце уйдет со своего поста.

США не уделяют пристального внимания также ряду других острых проблем. В Ираке Саддам Хусейн искусно использует в своих интересах "вакуум власти" в США, чтобы попытаться увильнуть от некоторых санкций ООН и дестабилизировать международные нефтяные рынки, чему активно содействуют многие арабские страны. США могут лишь беспомощно наблюдать за развитием обстановки.

В Югославии новое правительство Воислава Коштуницы стоит на пороге возобновления вооруженного конфликта низкой интенсивности на границе Сербии с Косово. Ему угрожает также возвращение в политику отстраненного от власти Слободана Милошевича, который намеревается участвовать в намеченных на следующий месяц выборах. С момента революции в Белграде ничего не сделано для того, чтобы г-н Милошевич предстал перед международным трибуналом в Гааге, рассматривающим дела о военных преступлениях.

Российский Президент Владимир Путин также пытается воспользоваться сложившейся обстановкой. Америка весьма обеспокоена тем, что русские без лишнего шума возобновили продажу оружия Ирану - стране, которую США в течение последних восьми лет пытаются изолировать от остального мира.

Москва также увеличила объемы и ассортимент продаж вооружений Китаю, который США считают самой большой угрозой для своей безопасности в XXI веке, и расширила свои контакты с Северной Кореей - "государством-изгоем". Недавно г-н Путин побывал в Пхеньяне и вскоре, явно с провокационной целью, намеревается посетить Кубу, где правит давнишний враг США Фидель Кастро.

Особенно ощутимо сказывается "вакуум власти" во внешней политике США на более важном вопросе о международных соглашениях по контролю над вооружениями. Г-н Путин предложил резко сократить российский ядерный арсенал, но только если США откажутся от своих намерений развернуть систему противоракетной обороны территории страны, известную как "дитя Звездных войн".

Это предложение только лишь усилило замешательство Америки. Никто не может сказать, будет ли и когда будет осуществлен план строительства общенациональной системы противоракетной обороны США. Г-н Путин при этом выглядел как ответственный и серьезный международный лидер, в то время как США выглядели┘ну, скажем так, смущенными.

Тем временем расслабившийся Вашингтон дискредитировал себя перед Европейским Cоюзом сразу в двух случаях. На недавних переговорах в Гааге по вопросу об изменении климата на нашей планете американские делегаты, явно не уверенные в своем будущем или в возможностях своего влияния на международную политику, отчаянно сражались с коллегами из стран Европейского Cоюза. В результате этот деликатный процесс борьбы с глобальным потеплением, начало которому было положено в Киото, нарушился.

А на этой неделе находящийся в Европе министр обороны США Уильям Коэн неожиданно вставил палку в колеса усилиям Европейского Союза по созданию собственных сил быстрого реагирования, заявив, что они могут разрушить Североатлантический союз. Заявление г-на Коэна противоречит ранее сделанным заявлениям государственного департамента США и Белого дома - явный признак того, что в Вашингтоне никто реально не осуществляет властных полномочий.

Возможно, кое-какие из тупиковых ситуаций были бы менее болезненными, если бы, скажем, Джорджа Буша официально назвали новоизбранным президентом США. Известно, например, что Буш является убежденным сторонником создания общенациональной системы противоракетной обороны и не верит в глобальное потепление. По этим вопросам, по меньшей мере, позиция США была бы ясна.

Но подход г-на Буша к международным делам настолько туманен, что политика США в других вопросах еще некоторое время будет оставаться загадкой для остального мира. Как г-н Буш отнесется к вероятному падению демократического правительства Инодонезии? Что он предпринял бы в случае провала миротворческой миссии ООН в Сьерра-Леоне? Каковы его взгляды на все еще представляющий опасность конфликт между Индией и Пакистаном из-за Кашмира? Что он предпримет, если террористы снова атакуют объекты США на Ближнем Востоке?

Несмотря на статус президента, завершающего свой второй, последний срок пребывания на посту, Билл Клинтон все еще прячет в рукаве несколько козырных карт, которые могут стать сюрпризом для других. После решения вопроса о наследовании президентской власти следует ожидать нарастания дипломатического и военного давления США на террористов в Афганистане, которых Федеральное бюро расследований США считает причастными к взрыву в Адене американского корабля "Коул". На этой неделе "Washington Post", эта домашняя газета американского правительства, призвала к ужесточению ответных мер США.

В 1992 году Джордж Буш-старший, проиграв президентские выборы г-ну Клинтону, искал подобающий прощальный жест. Он выбрал Сомали, где миротворческие силы ООН оказались в заложниках у местных военачальников, и послал туда американских морских пехотинцев. Долгосрочные последствия этого решения оказались печальными. Однако военная интервенция США в Сомали позволила ему уйти со своего поста в зените славы. Г-н Клинтон, возможно, не устоит перед соблазном аналогичного символического жеста.

Перевод: Виктор Федотов