В подготовке г-на Буша (Bush) к переезду в Белый дом доминируют вопросы безопасности и внешней политики США. В то время как во всей Флориде еще не угасло эхо юридических баталий, в городе Остин формируются взгляды Буша-второго (Bush-II) на глобальные проблемы. Отчасти это делается в силу необходимости. Помпезно представляя общественности Колина Пауэлла (Colin Powell) и Кондолезу Райс (Condoleezza Rice) как своих наиболее вероятных кандидатов на должности государственного секретаря и советника по национальной безопасности, соответственно, Буш (Bush) информирует остальной мир, что в его администрации не будет задержек, не случится "вакуума власти" в начальный период.
Разумеется, такой курс продиктован только лишь осмотрительностью, как мог бы сказать Буш-старший (Bush Sr.). Но он отражает и личностные качества кандидата в президенты США. Губернатор штата Техас намерен оставить след во внешней политике, равно как и в образовании, хотя во время своей избирательной кампании о последнем он говорил значительно больше.
Если Буш (Bush) победит в штате Флорида и 20 января будет приведен к присяге как новый президент США, он принесет с собой в Белый дом готовое начало стратегического диалога с Россией, главными темами которого станут противоракетная оборона и глубокие сокращения ядерных арсеналов каждой из договаривающихся сторон.
Этот диалог очевидно начался еще в апреле, когда Райс (Rice) организовала встречу в Вашингтоне Буша (Bush) с министром иностранных дел России Игорем Ивановым. После состоявшейся встречи оба предпочли почти ничего не рассказывать из опасения быть обвиненными во вмешательстве в ход избирательной кампании в США.
Однако к моменту, когда Москва приступила к выработке своего отношения к Бушу-второму (Bush II), ключевые моменты беседы стали достоянием общественности. Начало беседы было вполне компанейским, при этом Буш (Bush), знавший о том, что российский дипломат долгое время служил в Мадриде, сказал несколько фраз по-испански. Но очень быстро Буш (Bush) изменил тон беседы и в деловой манере сообщил г-ну Иванову о том, что США вскоре создадут общенациональную систему противоракетной обороны для защиты своей территории от нападения "государств-изгоев" или от случайно запущенных ракет. Все это было преподнесено как политическая реалия, с которой Россия и другие государства должны жить.
Буш (Bush) намекнул собеседнику, что, если бы он стал новым президентом США, система противоракетной обороны, возможно, была бы построена в более короткий срок и более основательно. Но в любом случае эта система будет создана. Конгресс США санкционирует ее создание. Из тщательно подобранных слов Буша (Bush) у собеседника создалось впечатление, что США намереваются выйти из заключенного в 1972 году Договора об ограничении систем противоракетной обороны, который в Москве, Пекине и других столицах мира считают краеугольным камнем всего процесса международного контроля над вооружениями.
Такая оценка усугубила озабоченность России в связи с декларативными заявлениями сторонников Буша (Bush) в ходе избирательной кампании, из которых следовало, что эпоха формальных договоренностей о контроле над вооружениями в интересах сокращения ядерных арсеналов, возможно, закончилась.
Кандидат от республиканцев вместо этого подчеркивал, что для каждой из стран существует возможность односторонних сокращений. В этом случае США смогут без помех разрабатывать свой оборонительный щит и приспосабливать к нему свои наступательные силы. В этом случае, возможно, снизилось бы также давление на США со стороны третьих стран, настаивающих на том, чтобы Америка сократила свой ядерный арсенал до уровня, сопоставимого с уровнем сокращений, которые Россия вынуждена делать по бюджетным соображениям.
Ни одно из вышеназванных решений не желательно для России. Президент Владимир Путин 13 ноября опубликовал декларацию, где подчеркивается важность Договора об ограничении систем противоракетной обороны и готовность России незамедлительно начать со следующей администрацией США новые переговоры об ограничении ядерных боезарядов каждой стороны уровнем в 1500 единиц или менее.
После этого Иванов направил в Вашингтон своего главного специалиста по США Георгия Мамедова для проведения окончательного раунда переговоров по вопросу стратегической стабильности с заместителем государственного секретаря США Стробом Тэлботтом (Strobe Talbott). Но то, что сообщил собеседнику Мамедов, предназначалось преимущественно для следующей администрации США, будь то администрация Гора (Gore) или Буша (Bush).
Как рассказал один высокопоставленный российский представитель, фактически Мамедов привез просьбу правительства России "продолжать переговорный процесс, не создавать искусственной паузы, не отказываться от переговорных каналов, которые доказали свою полезность, рассматривать предложения, которые мы делаем, с той же серьезностью, с какой мы рассматриваем предложения, касающиеся общенациональной системы противоракетной обороны США", сделанные представителями администрации Клинтона (Clinton).
Москва и Вашингтон не сумели договориться о внесении изменений в Договор об ограничении систем противоракетной обороны, которые позволили бы развернуть ограниченную систему защиты от баллистических ракет, и Клинтон (Clinton) оставил принятие решения по созданию общенациональной системы противоракетной обороны США своему преемнику. Россия явно опасается, что Буш (Bush) в одностороннем порядке быстро примет собственную ядерную стратегию.
"Мы готовы работать совместно или параллельно", - сказал официальный представитель России (это должно было стать намеком на то, что Россия намеревается распахнуть двери для переговоров с командой Буша (Bush) по сокращению ядерных вооружений, которые могли бы быть проведены скоординированно, пусть даже и не на основе формально заключенных соглашений, и совместно контролироваться). - "Важнее всего сделать первый шаг в нужном направлении┘"
"Контроль над вооружениями остается важной составляющей российско-американских отношений, - добавил этот официальный представитель. - Он по-прежнему является центральной проблемой. Если вы уверуете в то, что другая сторона намеревается уничтожить или шантажировать вас, вы не сможете совместно работать. Сущность контроля над вооружениями в том, что он позволяет принимать правильные управленческие решения и экономить деньги".
После того, как американцы освободятся от всепоглощающих мыслей об окружных судах штата Флорида и окружных избирательных комиссиях, они поймут, что мир ожидает, когда они снова займутся делами. Русские надеются, что они с американцами, как всегда, займутся делами, связанными с контролем над вооружениями. Но даже Москва признает, что наступает новый день, который может положить конец старым теориям баланса ядерных возможностей, основанного на стратегии взаимного гарантированного уничтожения.
Перевод: Виктор Федотов