Недавно в Японском море российские реактивные самолеты спикировали на американский авианосец "Китти Хок". Команда корабля не сумела своевременно обнаружить приближавшиеся самолеты; их увидели, когда было уже слишком поздно реагировать. Хотя позднее Пентагон настаивал, что корабельные РЛС засекли российские самолеты, было понятно, что их появление над авианосцем стало для его команды неожиданностью. Если бы российские пилоты имели враждебные намерения, авианосец был бы потоплен (в фигуральном, если не в буквальном смысле).
Этот инцидент стал одним из многих за последние недели напоминаний, что при всей своей безграничной самоуспокоенности по поводу своего статуса единственной в мире сверхдержавы Америке следует учитывать, что бывший соперник времен "холодной войны" все еще способен бросить ей вызов. Масштабы таких вызовов быстро возрастают на всех фронтах.
Все в Вашингтоне признают, что с момента ухода на покой в марте с.г. российского президента Бориса Ельцина американо-российские отношения имеют тенденцию к ухудшению. Аналитики центрального разведывательного управления США, как и многие на Западе, не знали, как относиться к несколько зловещей фигуре бывшего офицера КГБ СССР Владимира Путина, когда тот стал хозяином Кремля. На их оценки влияли такие факторы, как жесткость ведения войны против Чечни в период, когда г-н Путин являлся премьер-министром, а также предположение о том, что, став Президентом, г-н Путин сфокусирует свое внимание на внутренних проблемах.
В лице г-на Ельцина Вашингтон имел сговорчивого партнера. А значительно более молодой (48 лет) и более энергичный г-н Путин, продолжая на словах подчеркивать важность хороших взаимоотношений с Западом, все больше ополчается против США повсюду в мире. Став Президентом России, г-н Путин возобновил продажу вооружений Ирану, которую г-н Ельцин под давлением США пообещал свернуть. Г-н Путин старательно восстанавливает торговые связи с заклятыми врагами Америки, в частности с Ираком, помогая последнему вопреки санкциям Организации Объединенных Наций развивать нефтедобывающую отрасль. Г-н Путин также попытался вмешаться в процесс мирного урегулирования ближневосточного кризиса, где доминирующую роль играют США, приняв недавно в Москве палестинского лидера Ясира Арафата и поддержав точку зрения арабского мира.
В Азии г-н Путин неприятно удивил США, посетив прошедшим летом с визитом дружбы Северную Корею, которая числится в мировом списке "государств-изгоев". Предполагаемая угроза со стороны Пхеньяна используется как главное обоснование необходимости строительства общенациональной системы противоракетной обороны США.
Российский руководитель также санкционировал значительное увеличение объема и ассортимента поставок оружия Китаю, который новоизбранным президентом США Джорджем Бушем назван "самой большой потенциальной угрозой американской безопасности в XXI веке".
Посетив прошедшей осенью Индию, где г-н Путин также подписал выгодные контракты о поставках российских вооружений, он бросил прямой вызов попыткам Америки укрепить собственные связи с Дели, которые начались с визита в эту страну весной нынешнего года президента США Билла Клинтона. В годы "холодной войны" Индия была на стороне Москвы. Сегодня г-н Путин со всей очевидностью стремится оживить старую дружбу, в то время как США "потеряли" своего давнишнего клиента в Южной Азии - Пакистан, - когда в прошлом году к власти в Исламабаде пришло неподатливое и негибкое военное правительство.
Г-н Путин стремится укрепить коммерческие и политические связи также с другими бывшими странами - сателлитами Советского Союза, например, с Анголой. В то же время он, кажется, имеет намерение очаровать ряд ключевых союзников США, например, Великобританию. Всего две недели назад Тони Блэр с наслаждением потягивал пиво со своим "другом", Владом, в одной московской пивной. Новоприобретенный приятель явно произвел сильное впечатление на г-на Блэра, однако не исключено, что последний несколько наивен.
В довершение всего вышесказанного, г-н Путин сейчас находится с визитом на Кубе с очевидной целью восстановить торговые и деловые отношения с этой страной. Но ему известно, что в Вашингтоне обязательно отметят символическое значение восстановления после 11-летнего периода отчуждения старой дружбы России с Фиделем Кастро. Эта новая напористость в российской внешней политике и в вопросах обеспечения своей безопасности требует срочного внимания г-на Буша.
Однако у Вашингтона есть несколько своих козырных карт в рукаве. Г-на Путина страшит, например, перспектива расширения системы противоракетной обороны США. Он знает, что американская общенациональная система противоракетной обороны полностью подорвет безопасность России. Но ему также известно, что Россия не может себе позволить как с финансовой, так и с технической точки зрения создание аналогичной системы. Вместо этого он предлагает еще более существенные сокращения стратегического ядерного арсенала России - но только если будет заключено приемлемое для него соглашение по системе противоракетной обороны США.
Здесь у Вашингтона есть возможность диктовать свои условия. США знают, что Россия с трудом может себе позволить содержать существующий ракетный арсенал, не говоря уже о том, чтобы строить и развертывать новые ракеты как гарантию на случай развертывания в США общенациональной системы противоракетной обороны. Американцам известно также, что Россия нуждается в их помощи, чтобы справиться с нарастающим усилением напряженности в Центральной Азии, которая обусловлена наличием в этом регионе баз террористов и экстремистским исламизмом правящего в Афганистане движения "Талибан".
Россия и Соединенные Штаты Америки договариваются о совместной борьбе против терроризма той разновидности, которая несет ответственность за недавнее нападение в Йемене на американский корабль "Коул". Во время визита в Москву на этой неделе председатель комитета начальников штабов США Генри Шелтон подписал соглашение о создании объединенной рабочей группы по борьбе с терроризмом. Некоторые аналитики предсказывают, что это может быть прелюдией к возобновлению ударов США по Афганистану - с молчаливого согласия России.
Хотя Россия и США разошлись в вопросе о бомбардировках авиацией НАТО Сербии и Косово в прошлом году и Россия по сей день возражает против расширения НАТО на восток, Вашингтон полагает, что русские все-таки хотят нормализовать отношения с Североатлантическим союзом. Москве очень хорошо известно, что в конце концов Варшавского договора больше не существует. В штаб-квартире НАТО в Брюсселе русские сейчас пытаются "наводить мосты".
По расчетам Вашингтона, Москве по-прежнему больше всего нужны Международный валютный фонд, Всемирный банк и западные займы и капиталовложения в частный сектор, если русские хотят переломить все еще отчаянную ситуацию в своей экономике. И здесь существует много рычагов давления Запада на Москву - хотя их количество может уменьшаться по мере того, как г-н Путин продолжает свои поездки по всему свету с целью укрепления деловых связей и поиска новых рынков для экспорта российских товаров и услуг.
Несомненно, г-ну Бушу и его новой администрации предстоит более внимательно наблюдать за г-ном Путиным. Им, как и команде авианосца "Китти Хок", потребуется наблюдатель со значительно более острым зрением.
Перевод: Виктор Федотов