Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"The New York Times" (США): Колин Пауэлл: "Мы приступаем к осуществлению общенациональной программы ПРО"

"The New York Times" (США): Колин Пауэлл: "Мы приступаем к осуществлению общенациональной программы ПРО"

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Намерен ли генерал Колин Пауэлл решительно отойти от проводимого США в течение последних 8 лет внешнеполитического курса или он предлагает только незначительные поправки?

Намерен ли генерал Колин Пауэлл решительно порвать с осуществлявшимся в течение последних 8 лет внешнеполитическим курсом США и сосредоточить свои усилия в совершенно новом направлении? Или же он предлагает лишь незначительные поправки, наводя тут и там подобающий глянец и давая почувствовать более твердую руку нового руководства?

Генерал Пауэлл, вероятный государственный секретарь США в новой администрации Джорджа Буша-младшего, в начале своей новой карьеры дает понять, что намерен, с одной стороны, соблюдать преемственность, а с другой - резко отойти от некоторых магистральных направлений внешнеполитического курса администрации Клинтона.

Его первая программная речь в субботу, 16 декабря с.г., в общеобразовательной школе города Крофорд, штат Техас, где присутствовал его босс, новоизбранный президент США Буш-младший, состояла как бы из двух частей.

Во-первых, генерал Пауэлл сказал несколько, по всей вероятности, заранее заготовленных слов по поводу преимуществ расцвета демократии и экономики свободного рынка во всем мире после окончания "холодной войны". В той же тональности, которая была характерна для президента Клинтона и его советников по национальной безопасности, генерал Пауэлл затронул струну неистощимого оптимизма и с убежденностью новообращенного сторонника глобализации подчеркнул, что благодаря триумфу демократии перед Соединенными Штатами Америки раскрываются невообразимые "благоприятные возможности". Он пообещал, что при новой администрации нация не отгородится от остального мира в Крепости Америка, а, наоборот, станет развивать отношения с друзьями и крепить союзы.

Но во второй части своего выступления, отвечая на вопросы репортеров, которые собрались в толпе местных жителей, генерал Пауэлл изложил свое совершенно отличное от администрации Клинтона видение ряда конкретных проблем, которые чреваты кризисом. Он заявил, что новая администрация Буша-младшего незамедлительно приступит к осуществлению программы общенациональной системы противоракетной обороны. Что самое поразительное, его заявление прозвучало с такой силой, как если бы вопрос о сокращении ядерного оружия и строительстве оборонительной системы уже не подлежал дальнейшему обсуждению.

"Мы собираемся идти вперед", - без обиняков заявил генерал Пауэлл. Он не стал прятаться за такими словами, как "оценка" или "пересмотр позиции", а вместо этого подчеркнул, что в ближайшее время будут проведены консультации с союзниками и с теми странами, которые "пока еще не понимают нашей позиции в вопросе о системе противоракетной обороны территории страны". Эти переговоры будут "жесткими", сказал Пауэлл.

В мае с.г., когда кандидат в президенты г-н Буш-младший делал важное для своей избирательной кампании заявление по поводу системы противоракетной обороны, генерал Пауэлл был рядом с ним, среди внешнеполитических советников республиканской партии, вместе с бывшими государственными секретарями США Генри Киссинджером и Джорджем Шульцем. В тот раз г-н Буш-младший нарисовал более амбициозный, чем предусматривалось по варианту г-на Клинтона, план строительства системы противоракетной обороны и заявил, что готов рассмотреть вопрос о дальнейших сокращениях ядерного арсенала США. Тем самым г-н Буш-младший дал понять, что намерен отказаться от принципа "взаимного гарантированного уничтожения", который длительное время составлял основу ядерной стратегии США.

В своей субботней речи генерал Пауэлл развил этот план, заявив, что мировому сообществу пора понять, что можно "развиваться в направлении, где мы сможем экономить деньги на стратегических наступательных системах оружия и одновременно избегать шантажа со стороны некоторых правящих режимов, которые такими системами оружия обладают и думают, что могут держать нас в заложниках".

Отвечая на вопрос, что он думает о присутствии американских войск на Балканах, генерал Пауэлл высказался в совершенно ином духе, чем администрация Клинтона, которая направила американских солдат в составе миротворческих сил НАТО в Боснию и в Косово и настаивала, что они должны там оставаться в обозримом будущем. Говоря на эту тему, генерал Пауэлл употребил слово "пересмотр", но из его высказываний было ясно, что он склоняется в пользу решения заменить американские войска международными полицейскими силами или еще какими-либо частями.

Сегодня в Косово находится около 7000, а в Боснии - еще 4300 военнослужащих США. Генерал Пауэлл говорил в том же духе, как не раз высказывался в ходе своей избирательной кампании г-н Буш-младший: вооруженные силы США "слишком перегружены задачами в разных регионах мира", и он намерен "уменьшить бремя" содержания американского контингента на Балканах.

Когда несколько месяцев назад г-жа Кондолиза Райс, которую новоизбранный президент США сделал своим советником по национальной безопасности, выступила с подобными же предложениями, в европейских столицах зазвучали тревожные колокола по поводу того, что Соединенные Штаты Америки отказываются выполнять свои обязательства перед НАТО.

Но, как следует из речи г-на Пауэлла, в республиканской партии быстро становится ортодоксальной точка зрения, что европейцы должны сами справляться с делами в собственном доме. Приводится следующий аргумент: если Европа всерьез заговорила о европейской оборонной инициативе и о том, что сможет посылать войска с миротворческой миссией в "горячие точки", то почему бы ей не начать с Балкан.

Точка зрения генерала Пауэлла скорее всего вызовет резкие возражения у тех, кто озабочен будущим НАТО, по сути своей являющейся военным союзом государств по обе стороны Атлантики. "Если Североатлантический союз откажется решать миротворческие задачи, то чем он вообще будет заниматься? - спрашивает старший научный сотрудник Брукингского института Иво Даалдер, предвосхищая вероятные возражения (оппонентов г-на Пауэлла. - прим. пер.).

Отвечая на вопрос о президенте Ирака Саддаме Хуссейне, против которого г-н Пауэлл воевал в Персидском заливе в 1991 году, но которого он не пожелал отстранить от власти, генерал повторил вроде бы уже знакомые слова. Он охарактеризовал г-на Хуссейна как "главу обанкротившегося режима, который в ближайшие годы обречен уйти в небытие".

Неясно, имел ли г-н Пауэлл в виду, что режим иракского лидера падет в результате внутреннего переворота или что он рухнет под давлением мировых санкций, которые генерал пообещал "реанимировать". Разъяснений по поводу того, как администрация Буша-младшего намеревается ужесточить санкции против Ирака, учитывая оппозицию некоторых европейских стран и России, не последовало.

Когда генерал Пауэлл и тогдашний президент США Буш-старший принимали решение не продолжать наступление на Багдад, чтобы отстранить от власти г-на Хуссейна, они надеялись, как можно судить по документам того периода, что иракского лидера свергнет внутренняя оппозиция. В своем дневнике президент США Буш-старший на следующий день после того, как он объявил об окончании войны в Персидском заливе, записал: "Он (Хуссейн. - прим. пер.) должен уйти, и я надеюсь, что те два самолета, которые, как сообщают, находятся в багдадском аэропорту, вывезут его оттуда".

Но г-н Хуссейн по сей день находится у власти и, быть может, благодаря росту доходов от нефти становится даже более самоуверенным, а поэтому генералу Пауэллу придется опять иметь дело со своим старым противником. Некоторые аналитики рассуждают, что коль скоро президент Буш-старший перепоручил иракского лидера президенту Клинтону, а сегодня г-н Клинтон отдает его новоизбранному президенту Бушу-младшему, именно на долю нового государственного секретаря США падает обязанность нанести решающий удар.

В субботней речи генерала Пауэлла не было намека на готовность к фронтальной атаке на режим Хуссейна; скорее нечто среднее между практиковавшимся в последние месяцы почти безразличным отношением к нему администрации Клинтона и очень жесткой позицией некоторых склонных к более решительному вмешательству США в международные дела сторонников г-на Буша-младшего. "Я полагаю, можно возобновить в полном объеме санкции против Ирака и продолжать политику сдерживания (режима Хуссейна. - прим. пер.), а если потребуется - снова нанести по нему удар", - сказал генерал Пауэлл.

Говоря о Ближнем Востоке, генерал Пауэлл высказал предположение, что проблемы региона займут важное место в ряду задач, стоящих перед ним лично и перед государственным департаментом США. Но он не уточнил, означают ли его слова, как поняли некоторые слушатели, что будет уделено больше внимания Персидскому заливу и более умеренным арабским государствам. Он также не стал разъяснять, как именно собирается подойти к переговорам между палестинцами и израильтянами, если они не сумеют достичь согласия до момента ухода администрации Клинтона в январе будущего года.

Когда г-н Пауэлл выступал с речью, руководители Израиля и Палестины собирались в Вашингтон, чтобы предпринять последнюю попытку договориться между собой под эгидой президента Клинтона. Их поспешность продиктована страхом, что при государственном секретаре Пауэлле Соединенные Штаты Америки будут менее, чем при администрации Клинтона, склонны вмешиваться в незавершенные дела между двумя враждующими сторонами.

Перевод: Виктор Федотов