Что дозволено одному, разрешено и другому
В начале декабря Государственная дума проголосовала большинством голосов коммунистов и членов близкой Кремлю фракции "Единство" за возвращение советского национального гимна. Реформаторский "Союз правых сил" вновь потребовал в ответ выноса из Мавзолея на Красной площади тела Ленина. Случись так, на месте, где почти 77 лет покоится забальзамированное тело вождя мирового пролетариата, будет открыт музей жертв коммунистического господства. Если парламент действительно одобрит это предложение, оно должно будет пройти длинный бюрократический путь, ведь Красная площадь объявлена ЮНЕСКО объектом наследия мировой культуры.
У проекта, по мнению наблюдателей, мало шансов на успех. По крайней мере на немедленный успех, как предполагают кремлевские наблюдатели, ни инициаторы, ни их покровители могут не надеяться. Над этим вопросом, который вновь и вновь становится предметом острой дискуссии в обществе, думает также Президент, сказал лидер фракции "Единство" в Думе Борис Грызлов после беседы с Путиным. Исходя из этого, газета "Сегодня" высказывает предположение, что затеянная дискуссия - не более чем пробный шар, пущенный для зондирования общественного мнения.
"Языческие ужасы"
Сам Ленин незадолго до смерти в январе 1921 года завещал похоронить себя в фамильном склепе Ульяновых в Санкт-Петербурге. Тем не менее коммунисты до сих пор препятствуют гражданскому погребению своего идола. Их аргумент: большинство представителей старшего поколения будут рассматривать это как надругательство над своими чувствами. К этому аргументу надо относиться осторожно: многие простые граждане в стране, вновь ставшей набожной, причем среди верующих есть также члены партии, видят в Мавзолее и культе трупа отражение "языческих ужасов".
Мертвый Ленин нужен прежде всего руководству коммунистической партии, которая судорожно пытается вновь обрести твердую почву под ногами. С уходом Бориса Ельцина до сих пор самая массовая в России партия лишилась образа врага и тем самым связующего звена в неоднородном по своему составу союзе левых сил. КПРФ уже нельзя рассматривать в качестве "лидера оппозиции". Хотя бы по той причине, что она из так называемых "тактических соображений" голосовала за государственный бюджет, который ранее сама же называла антисоциальным. Кстати, за бюджет проголосовало не менее половины товарищей.
С момента смены власти в Кремле члены наиболее крупной по численности московской организации КПРФ тревожатся по поводу того, что партии, последовательно стоявшей в оппозиции к власти, грозит опасность превратиться в послушный инструмент этой власти. В том случае, если партия Зюганова хочет по-прежнему балансировать между благосклонностью электората и главы Кремля, ей не остается ничего, кроме бегства в мир ценностей, которые бесспорны и для Кремля, и для представителей левых сил, поскольку они несут на себе печать прошлого величия.
Перевод: Владимир Синица