В последнее время Президенту России Владимиру Путину почти не о чем было говорить с администрацией Клинтона . И вот в прошлом месяце, нанося визиты на Кубу и в Канаду, он, казалось, хотел этим сказать Соединенным Штатам Америки: "Пожалуйста, обратите внимание, что Россия все еще является могущественной державой". Говорят, что г-н Путин желает приехать в Вашингтон будущей весной, чтобы встретиться с новоизбранным президентом США Джорджем Бушем-младшим . Если это случится, г-н Путин, возможно, узнает, что новая администрация Буша-младшего рассматривает его страну в совершенно новом - но, пожалуй, нежелательном для него - свете. Это со всей очевидностью продемонстрировали назначения на две ключевые должности в сфере руководства внешней политикой, о которых г-н Буш-младший объявил на прошлой неделе: генерал Колин Пауэлл стал государственным секретарем США, а г-жа Кондолиза Райс - советником президента по национальной безопасности.
"Девизом администрации Буша-младшего станет прагматизм, - сказал специалист по России из Фонда Карнеги за международный мир Томас Грэхэм-младший , который, работая в американском посольстве в Москве, в течение последнего года изучал политические взгляды Буша-младшего. - Навсегда уйдут в прошлое романтизм первых лет пребывания во власти Клинтона и претенциозность более поздних его лет".
В 90-х годах в американском внешнеполитическом ведомстве к России - стране, чей ядерный арсенал, стратегическое положение и слабеющая экономика делали каждый ее успех или неудачу исключительно интересными для Соединенных Штатов Америки, относились как к 226-килограммовой горилле. Вашингтон, в конце концов, реально почти не имел влияния на происходящие там события.
И вот приходит команда Буша-младшего со своими планами, которые сигнализируют об ином подходе. Как заявила осенью г-жа Райс, если говорить без обиняков, Россия сегодня создает для нас проблемы не по причине своего могущества, которым она когда-то обладала как центр Советского Союза, но потому, что она является "державой, теряющей свое могущество". Для начала, вопросы взаимоотношений с Россией, скорее всего, снова будут переданы обратно в ведение европейского отдела государственного департамента США - шаг, который заставляет предположить, что России больше не будет уделяться столько специального внимания, как в последние 8 лет. Вместо этого, как заявила г-жа Райс, Америке следует крепить отношения со своими союзниками в Европе и Азии. Г-н Буш-младший сразу же решил воспользоваться этим советом и в понедельник вечером приехал во французское посольство, чтобы увидеться с прибывшим в США президентом Франции Жаком Шираком .
"Они (администрация Буша-младшего - прим. пер.) будут стремиться к таким отношениям с Россией, в которых сочеталось бы сотрудничество, соперничество и безразличие - подобно отношениям, которые у США существуют с большинством государств мира", - сказал г-н Грэхэм.
Г-жа Райс выполняет обязанности наставника г-на Буша-младшего в делах внешней политики, а теперь будет руководить внешней политикой США в отношении России из-за стола, который находится почти рядом с Овальным кабинетом (президента США - прим. пер.). Но у г-на Буша-младшего теперь будет также весьма могущественный и опытный государственный секретарь, генерал Пауэлл, и тут возникает вопрос: как эти двое станут сочетать свои идеи и как будет на них реагировать Россия?
В своем первом выступлении в качестве назначенного на должность государственного секретаря США генерал Пауэлл задал твердый тон, заявив, что Россия не будет стратегическим партнером (такой подход поначалу применяла администрация Клинтона в отношениях с ее фаворитом, лидером России Борисом Ельциным). Как и г-жа Райс в прошлом году, генерал Пауэлл недвусмысленно заявил о том, что США незамедлительно приступят к осуществлению проекта общенациональной системы противоракетной обороны, которая со всей очевидностью является целью г-на Буша-младшего во внешней политике.
Если и в самом деле система противоракетной обороны станет первоочередной темой переговоров между США и Россией в следующем году, весьма вероятно, что это приведет в ярость многих российских руководителей, в их числе и г-на Путина. После того, как г-ну Клинтону не удалось убедить г-на Путина согласиться на внесение изменений в Договор об ограничении систем противоракетной обороны от 1972 года, которые разрешали бы сторонам ограниченное развертывание систем противоракетной обороны, руководителям обоих государств почти не о чем было говорить во время последних четырех личных встреч.
Взгляды г-на Буша-младшего на проблему общенациональной системы противоракетной обороны, которые он публично изложил прошедшей весной, предусматривают выход США из Договора об ограничении систем противоракетной обороны от 1972 года - перспектива, которой Россия и большинство европейских союзников США яростно сопротивляются.
Желают ли г-жа Райс и генерал Пауэлл немедленно разорвать Договор об ограничении систем противоракетной обороны, пока не ясно. Но они намерены выработать новую стратегическую концепцию отношений с Москвой, при этом г-жа Райс дала понять, что, насколько ей известно, скорее всего, в этой концепции найдет свое выражение новая, более враждебная, тенденция. "Готовы или нет русские согласиться на развертывание США системы противоракетной обороны своей территории как часть этой стратегической концепции, я не могу судить", - сказала г-жа Райс осенью 2000 года.
Г-жа Райс выбрала себе в помощники в Совете Безопасности Стефена Хадли , который в администрации Буша-старшего был помощником министра обороны и известен как ярый сторонник общенациональной системы противоракетной обороны США. Г-н Хадли также является активным членом Комитета США за расширение НАТО, группы, которая решительно добивается принятия в НАТО новых членов, в частности, из числа государств бывшей советской империи. Москва к этой идее относится с отвращением.
Политика администрации Буша-младшего в отношении России будет в значительно меньшей степени, чем при администрации Клинтона, фокусироваться на том, что русские делают у себя дома.
Г-жа Райс, основательно изучившая советскую систему и ее подход к проблемам безопасности, считает, что администрация Клинтона потратила слишком много денег и времени, пытаясь трансформировать Россию в подобие западной демократии и рыночной экономики. В своем выступлении осенью 2000 года она подчеркнула, что была рада услышать о том, что г-н Путин перестал обращаться с частыми просьбами о международной финансовой помощи и стал уделять больше внимания налоговой реформе, которая позволила бы развиваться частному предпринимательству. "Если мы сумеем так переработать наш перечень тем для переговоров с Россией, чтобы уделить больше внимания общим для обоих государств проблемам обеспечения безопасности, я думаю, что наши отношения с Россией станут и более реалистичными, и более плодотворными", - сказала она.
Такую ли музыку хочет слышать г-н Путин? В период президентской избирательной кампании в США российские официальные лица намекнули, что предпочитают, чтобы в следующие 4 года президентом был г-н Буш-младший, а не г-н Гор. Они дали понять, что им больше по душе жесткая демонстрация мощи, нежели уговоры, имеющие целью заставить Россию стать неким подобием западных моделей демократии и капитализма.
В самом деле, на прошлой неделе обозреватель одной российской веб-страницы, которая отражает правительственную точку зрения, писал в статье под заголовком "Кондолиза Райс поддерживает политику Путина", что г-жа Райс является как раз таким расчетливым специалистом по России, какие нравятся русским. Это потому, утверждает автор статьи, что она отказывается кормить "младенца" с ложечки Международного валютного фонда. (Речь идет об англоязычной части "Страны.Ru", где был опубликован собственный материал "Condoleezza Rice upholds Putin's policy" - прим. пер.)
Но, имея в виду содержание жесткого перечня тем для переговоров с Россией, один специалист по России из уходящей администрации Клинтона задал вопрос: "Хотелось бы знать, понравятся ли русским мясо и картофель, когда они их отведают?"
Перевод: Виктор Федотов