По мере приближения празднования Нового года специалисты по России начинают дрожать не только от холода, но и в предчувствии новогоднего политического сюрприза, который стал чем-то вроде национального обычая. При советской власти чиновникам очень нравилось устраивать в Рождество брифинги для иностранных журналистов, а в последнее десятилетие декабрь нередко приносил с собой политические шоки. Год назад тогдашний президент России Борис Ельцин поддержал установившуюся традицию, объявив в канун Нового года о своей отставке.
Спустя 12 месяцев в стране упорно муссируются слухи о грядущих перестановках в правительстве и переменах в аппарате Кремля, обусловленных стремлением Президента России Владимира Путина укрепить свою власть. Надо признать, что согласно прогнозам многих аналитиков в этом году период новогодних праздников ожидается более спокойным. "Я не вижу каких-либо логических причин для перемен", - заявляет политолог московского Центра Карнеги Лилия Шевцова. "Опять-таки, - добавляет она, - нынешняя система не отягощена логикой. Это странная солянка".
Национальные средства массовой информации переполнены слухами о перестановках, и кадровые перемены представляются обоснованными. Через год после того как г-н Путин был назначен исполнять обязанности президента России, он все еще продолжает работать с правительством и высшими кремлевскими чиновниками, которых преимущественно унаследовал от г-на Ельцина.
Имеются также явные признаки напряженности внутри его администрации. К примеру, по проблеме реструктуризации внешнего долга премьер-министр Михаил Касьянов, министр финансов Алексей Кудрин и министр экономического развития и торговли Герман Греф высказались в противоречивом духе. Андрей Илларионов, специальный экономический советник г-на Путина, открыто критикует г-на Кудрина и главу РАО "ЕЭС" Анатолия Чубайса за предложенный ими план перестройки этой компании. Да и сам г-н Путин нападал на министра финансов и других высокопоставленных чиновников, главным образом в Министерстве обороны.
Эти тенденции отражают борьбу за влияние между тремя близкими к г-ну Путину группировками: его бывшими коллегами по службе в органах; либеральными реформистами, с которыми он сотрудничал в своем родном Санкт-Петербурге в 90-х годах; и остающимися членами "семьи" г-на Ельцина, которые помогли г-ну Путину прийти к власти. Политический аналитик Андрей Рябов утверждает, что растет также давление на г-на Путина со стороны ряда крупных и влиятельных российских компаний, в том числе нефтяного концерна "ЛУКойл" и многопрофильной корпорации "Альфа".
Как бы то ни было, обозреватели высказывают предположение, что слухи о кадровых перестановках не случайно появляются - или активно муссируются - в средствах массовой информации, контролируемых влиятельными "олигархами" Владимиром Гусинским и Борисом Березовским, которые оба находятся в изгнании и в жесткой оппозиции к режиму г-на Путина.
Безусловно, нынешний российский Президент отличается от своего подвижного, как ртуть, предшественника более спокойным стилем руководства; вполне возможно, он хочет избежать любых жестов, которые попахивали бы предыдущей эрой, особенно в годовщину собственного внезапного прихода во власть. В любом случае он все еще взвешивает достоинства и недостатки тех, кто его окружает.
В равной степени можно утверждать, что в интересах г-на Путина как человека, который играет более активную роль в принятии правительственных решений, чем в свое время играл г-н Ельцин, оставить поддающихся относительной перековке чиновников формально на своих постах. В то же время он осторожно обкатывает под ними собственную команду заместителей министров и старших советников.
Далее, пока идут переговоры о реструктуризации долгов советской эры и привлечении новых инвестиций, имеет смысл сохранить на своих постах тех чиновников, которые приемлемы для Запада. Одним из них является говорящий по-английски г-н Касьянов.
Глава кремлевского аппарата Александр Волошин, унаследованный г-ном Путиным от г-на Ельцина, заявил, что г-н Касьянов является фигурой переходного периода. Возможно, премьер-министр уйдет со своего поста раньше, поскольку многие прочат его на должность нового президента газовой монополии "Газпром", когда будущей весной уйдет в отставку нынешний глава компании.
Директор Института политических исследований Сергей Марков разделяет мнение ряда аналитиков, утверждая, что важные изменения в российском руководстве скорее всего произойдут весной будущего года или же в момент, когда мировые цены на нефть упадут и ход экономической реформы замедлится из-за противодействия крупных предпринимателей. Вот тогда-то у г-на Путина возникнет реальная нужда в демонстрации своей твердой руки. Это будет проверка способности Президента России опровергнуть афоризм, который гласит, что в его стране "единственной предсказуемой вещью является непредсказуемость".
Перевод: Виктор Федотов