За год, прошедший с тех пор, как он сменил на посту президента Бориса Ельцина, Владимир Путин, проявил себя мастером, сведущим в искусстве концентрации власти. Он еще пока не решил, как ею воспользуется, однако в его действиях уже сейчас заметны тревожные черты авторитаризма. Путину в первую очередь следует сосредоточить внимание на ускорении экономических реформ - в противном случае могут быть упущены благоприятные возможности, представившиеся благодаря недавнему экономическому буму, вызванному высокими доходами от продажи газа и нефти.
Господин Путин положил конец процессу дезинтеграции власти, имевшему место при Ельцине. Он ограничил влияние средств массовой информации и финансовых магнатов, контролировавших большую часть экономики страны. Он назначил семерых наместников, которым подчинил непослушных губернаторов.
Несмотря на неловкость, проявленную им при решении проблем, вызванных инцидентом с затонувшей подлодкой "Курск", господин Путин пользуется поддержкой большинства населения. Ему россияне приписывают воссоздание уважения к порядку в стране. Парламентарии в Думе ведут себя сдержанно. Политические противники изолированы. Критика кровавой войны в Чечне, вступившей вот уже во вторую зиму, практически сошла в России на нет.
Семнадцатилетнее пребывание в КГБ не прошло бесследно. Это видно по особому отношению Путина к власти, по тому, что он назначил людей из службы безопасности на высшие посты в государстве, по его готовности использовать государственные инструменты для достижения политических целей, таких как возбуждение налоговых расследований против враждебно настроенных олигархов.
Все это еще не означает подлинного авторитаризма. Однако существует причина для беспокойства. Одни россияне видят в этом заговор ФСБ, наследницы КГБ, имеющий целью восстановление утраченного влияния. Другие отметают подобные теории. Однако ясно, что даже если служба безопасности, как организация, не столь влиятельна, как прежде, ее авторитарные ценности возвращаются. Демократический либерализм находится под угрозой.
Вооруженные силы
Принимая во внимание тяжелое состояние российской экономики, Запад не испытывает особого страха непосредственно перед путинским порядком. Путин сокращает вооруженные силы, концентрируя их мощь на урегулировании локальных конфликтов, таких как конфликт в Чечне, и демонстрируя мало интереса к распространению этой мощи на остальной мир.
Однако Кремль, похоже, готов играть роль строгого хозяина на территориях, расположенных недалеко от границ России. Война в Чечне стала одной из самых кровавых в истории планеты. На этой неделе Россия на короткое время прекратила поставки газа в Грузию, стремясь оказать на нее воздействие и мотивируя это тем, что та якобы оказывает помощь чеченским мятежникам. Желание иметь дело с господином Путиным не должно стать причиной невнимания Запада к подобным запугиваниям.
Непредвиденное развитие событий
Политические достижения господина Путина покоятся на крайне шатком экономическом фундаменте. Экономический рост России в период, прошедший со времени кризиса 1998 года, застал специалистов врасплох. Но неустойчивые эффекты девальвации 1998 года идут на убыль, а цены на нефть сейчас падают. Россия может в будущем и не повторить семипроцентного увеличения объема производства, достигнутого в этом году.
Эта волна роста помогла господину Путину. Вырос уровень доходов во многих регионах и размер налоговых поступлений. Долги по заработной плате и пенсиям снизились. Бюджетные поступления превышают расходы. Кажется, что в этом заслуга президента. В действительности же он удачлив.
Без проведения серьезных экономических реформ Россия не сможет обеспечить инвестиции в свои обветшавшие промышленность и инфраструктуру. Финансирование в таком масштабе может поступить только из частного сектора.
У Кремля есть прекрасные планы по борьбе с преступлениями в экономической сфере и созданию справедливых условий для всех инвесторов, а не только для привилегированных олигархов. Однако по большей части эти планы все еще остаются в стадии разработки. Если господин Путин не использует выгод сложившейся сегодня благоприятной ситуации, то когда он начнет действовать?
Реформы не исключают риска, о котором не в самую последнюю очередь идет речь, когда дело касается могущественных монополий, таких как энергетические компании РАО ЕЭС, Газпром. Однако игнорировать реформы значительно более опасно. Без них рост сойдет на нет, предприниматели махнут на все рукой, а бедность будет расти.
Господин Путин может оставаться в должности достаточно долго для того, чтобы пожать выгоды экономических реформ или узнать цену неудачи. Авторитарному президенту, принесшему в страну процветание, его народ смог бы простить нарушение принципов демократии. Но авторитарному президенту, стремящемуся к власти ради самой власти, он ничего не простит.
Перевод: Ярослав Огнев