Вновь избранный президент Джордж Буш (George W. Bush) заявил, что он планирует пересмотреть и, возможно, дать обратный ход некоторым наиболее амбициозным инициативам, предпринятым президентом Клинтоном (Clinton) в последние дни, включая положения, согласно которым около 60 млн. акров (1 акр = 0,405 га - прим. пер.) национальных лесов лишаются средств на развитие.
"Я понимаю, что такое западная ментальность, и я хочу, чтобы западная ментальность была представлена в нашей администрации," высказался г-н Буш по поводу своей политики в отношении использования земли. В интервью он подчеркнул, что "наши юристы изучают каждый вопрос, каждую возможность", чтобы дать обратный ход действиям, предпринятым г-ном Клинтоном на исходе его президентского срока.
Он также изложил видение нового возможного подхода в отношении России, заключающегося в ограничении помощи, выделяющейся на переход к рыночной экономике, и подробно остановился на некоторых других вопросах внешней политики. Рассматривая один из вопросов, привлекающий наиболее пристальное внимание, с которым ему придется столкнуться в течение первого месяца пребывания в должности, он указал, что намеревается применить власть, чтобы остановить поступление американских средств в какие бы то ни было международные организации, которые финансируют аборты в зарубежных странах.
"Я не хочу поддерживать организации, поощряющие аборты," деньгами американских налогоплательщиков, заявил г-н Буш.
Эти замечания г-н Буш высказал в ходе 75-минутного интервью в своем обновленном доме, чему предшествовала менее официальная беседа во время полуторачасового объезда его ранчо и пешей прогулки в известняковый каньон к его любимому водопаду.
По дороге - останавливаясь полюбоваться средним рукавом реки Боске (Bosque), текущей через его земли, или указать на грифа - человек, который в воскресенье станет 43-им президентом Соединенных Штатов, также говорил о своих приоритетах в законодательстве, своей инаугурационной речи и о дипломатических затруднениях, которые он ожидает в отношениях с Москвой и Пекином по поводу его планов развернуть национальную систему противоракетной обороны.
Г-н Буш собирается отказаться от практиковавшейся администрацией Клинтона в течение восьми лет прямой финансовой помощи России, оказывавшейся в рамках всеобщих усилий Запада подтолкнуть страну к рыночной экономике. Он сказал, что попытается остановить перечисление денег, за исключением идущих на демонтаж ядерных вооружений - до тех пор, пока Владимир Путин, Президент России, не покончит с коррупцией и не начнет осуществление долгосрочных экономических и правовых реформ.
"Америке сложно управлять Россией, - заявил г-н Буш. - Мне кажется, мы не должны предоставлять или поощрять предоставление денег в долг системе, в которой средства никогда не используются по предназначению, - отметил он. - Предназначение капиталов заключалось в стимулировании предпринимательства и роста рынков."
По данным Центрального финансово-контрольного управления, Соединенные Штаты потратили с 1992 года приблизительно 2,3 млрд. долл. США в поддержку демократии, законности и рыночных реформ в России, однако ежегодные выплаты прекратились после российского финансового кризиса 1998 года. Международный валютный фонд и Мировой банк, организации, в которых Соединенные Штаты являются крупнейшими держателями акций, за этот же период выдали России кредитов на сумму приблизительно 30 млрд. долл. США.
Собранные вместе, комментарии г-на Буша представляют собой схематический план его действий на первые 100 дней пребывания у власти. Говоря о том, что он в значительной мере пересмотрит решения, принятые г-ном Клинтоном касательно вопросов окружающей среды, и высказывая предположения, что он может переменить на противоположную позицию, занятую администрацией Клинтона в отношении помощи организациям по планированию семьи, действующим за рубежом, он затронул и некоторые любимые положения его консервативной платформы, в частности, западные штаты, которые он назвал "большой полосой красного на карте" - [имеется в виду - прим. пер.] череда соприкасающихся штатов, в которых он выиграл с минимальным преимуществом.
В случае пересмотра политики администрации Клинтона в отношении лесов, выработка которой была закончена в прошлом месяце, после нескольких лет тщательных рассмотрений и публичных обсуждений, г-н Буш может столкнуться с многими юридическими трудностями. Он признает, что его юристы должны будут внимательно изучить, какие есть пути для изменений.
Его комментарии в отношении России, преломленные на политику, могут означать переход к коренному изменению способа влияния Соединенных Штатов на Россию, бывшей когда-то их главным соперником - сверхдержавой - и это рискованно возрастанием подозрительности в России относительно того, как Америка использует свою экономическую и политическую мощь.
В интервью г-н Буш отметил также следующее:
- Он заявил, что его инаугурационная речь, которая, как он надеется, займет не более 12 минут, будет нести послание, что "мы можем быть единой Америкой". Однако он настаивал, что эта тема продиктована не победой с незначительным преимуществом голосов выборщиков и проигрышем по количеству голосов избирателей.
- Г-н Буш заявил, что он планировал в скорейшем времени ввести в действие план по сокращению налогов на сумму, оцениваемую в 1,6 трлн. долл. США в течении 10-ти лет, путем принятия единого закона, с внесением в него в будущем, в случае необходимости, изменений в сторону дальнейшего снижения налогов с целью подтолкнуть замедляющуюся экономику. На вопрос, не желает ли он обсудить размер предполагаемого сокращения налогов в разделенном на две части Конгрессе, он отрезал: "Ответ - нет. Я считаю, что это правильная сумма."
- Он предположил, что возможно примет схему Клинтона в отношениях с Северной Кореей с целью контроля производства и экспорта ею ракет, однако отметил, что эта схема должна включать положения, позволяющие "проверять, придерживаются ли они своих обязательств по договору." Если Северная Корея больше не будет угрожать своим соседям, он "рассмотрит" вопрос о сокращении американских войск на Корейском полуострове, однако только после консультаций с Южной Кореей и другими азиатскими союзниками.
- Г-н Буш признал, что экономические санкции, наложенные на Иран после войны в Персидском Заливе, настолько ослабли, что "напоминают швейцарский сыр." Однако, критикуя действия Клинтона в отношении Ирака, он не сказал, к каким способам будет прибегать он, что бы влиять на Саддама Хусейна (Saddam Hussein). <┘>
Обсуждая внешнюю политику, г-н Буш вновь заявил, что он не позволит американским вооруженным силам вмешиваться в то, что он называет "страно-строительство" - установление в странах режимов стабильной демократии - потому что это не является их прямой задачей. Его подход к данному вопросу существенно отличается от того, какой продемонстрировал вице-президент Альберт Гор (Al Gore), который постоянно ссылался на опыт американских сил по содействию в восстановлении Японии и Германии после Второй мировой войны.
Он заявил, что европейские союзники были "полностью осведомлены" о его желании постепенно сокращать американское присутствие в Косово и Боснии, и подчеркнул, что назначенный им госсекретарь Колин Пауэл (Colin L. Powell) ясно обозначит, что в роли миротворцев Вашингтон желает видеть европейцев. (В действительности, силы Соединенные Штаты составляют менее 20-ти процентов миротворческих войск на Балканах.) Однако, г-н Буш отметил: "Я не говорю о каких-либо конечных сроках". "Я уважаю договоренности, заключенные президентом - заключенные нашей страной." Вывод [войск] "займет какое-то время", заявил он.
Он с одобрением отнесся к основам политики г-на Клинтона в отношении Китая, основанной на применении экономических обязательств в целях установления большей свободы, однако было похоже, что он еще не решил, что причинит больший вред Соединенным штатам - растущая военная мощь Китая или его внутренняя слабость.
"Я пытаюсь вычислить, не кроется ли в вашем вопросе какой-либо подвох, - сказал он с улыбкой. - После отступления от хаоса, вызванного культурной революцией, - сделал он вывод, - я думаю, принимая во внимание, что Китай развивается как военная держава, хаос в Китае был бы причиной большого беспокойства для населения в регионе и для нас."
Он отметил, что был готов к возражениям Москвы и Пекина против его плана строительства национальной противоракетной обороны, однако подчеркнул, что этот план не должен ими рассматриваться как угроза.
"Мы должны объяснить, почему мы делаем то, что делаем, - заявил г-н Буш. - Китайцы знают, и русские знают, что ни в ближайшем, ни в более отдаленном будущем, если быть более точным, не появится системы, способной гарантированно перехватить одновременный запуск множества ракет" против Соединенных Штатов.
"Вы знаете это. Они знают это", отметил г-н Буш. По его словам, его целью был перехват при случайном запуске одной или двух ракет с ядерными зарядами, или лишение некоторых государств, например Ирана, возможности заявить, что "и они обладают ракетами, нацеленными на Израиль". Он не стал обсуждать, какой стимул он мог бы предложить России и Китаю, чтобы они не возражали против системы противоракетной обороны, кроме сокращения количества американских ядерных ракет. И сколько же боеголовок может он изъять из арсенала Америки?
"Это мы и собираемся выяснить," был ответ.
Сокращенный перевод: Рафаэль Сайдашев