В Сибирь пришла волна холодов. Наверное, от нехватки нефти или от необходимости платить огромные долги. Россия находит все новые аргументы, чтобы не платить по своим долгам Парижскому клубу. Тем не менее государственные кредиторы на Западе до сих пор стояли на своем. Они не собираются связываться с реструктуризацией долгов. Ситуация с конъюнктурой складывается для России хорошо, высокие цены на нефть позволили пополнить государственный бюджет. В общей сложности Россия должна государственным кредиторам 48 млрд долларов США. Германия, которой Россия задолжала 23 млрд долларов США, является ее крупнейшим кредитором.
На этом фоне во вторник комиссия Государственной думы - нижней палаты российского парламента - обсуждала проблему российских долгов. Александр Шохин, член комиссии и председатель комитета по банкам парламента, подчеркнул, что Россия в любом случае должна настаивать на отсрочке выплат до мая или июня текущего года. По его словам, в государственном бюджете на 2001 год - основном источнике погашения долгов зарубежным странам - нет 3,5 млрд долларов США, необходимых для погашения задолженности по процентам и по основным долгам Парижскому клубу.
В эти дни Россия делает один тактический шаг за другим. Однако любые дебаты, будь то в правительстве, в парламентской комиссии или переговоры с кредиторами, имеют один и тот же лейтмотив. Правительство России пытается убедить всех в том, что оно не может платить, поскольку у него нет денег. От зарубежных кредитов правительство отказывается, хотя в бюджете на 2001 год оно предусмотрело финансовое вливание со стороны Международного валютного фонда (МВФ) в размере 1,8 млрд долларов США. Несмотря на это, председатель бюджетного комитета в Думе Александр Жуков заявил вчера, что "Россия не нуждается в крупных зарубежных кредитах". Платежный баланс хороший, и российский бюджет выглядит сегодня намного лучше, чем раньше.
Это объясняется прежде всего высокими ценами на нефть, которые достигли в ноябре прошлого года самой высокой отметки: более 36 долларов США за баррель. Тем не менее уже сейчас высказывается тревога по поводу возможного снижения цен, а значит - сокращения государственных доходов. "Создается впечатление, будто Россия только того и ждет, чтобы положение вновь ухудшилось, чтобы потом не платить по долгам", - говорят в кулуарах правительства Германии.
В начале января, в ходе визита канцлера ФРГ Герхарда Шредера в Москву по случаю Рождества, было сделано твердое заявление: Россия должна платить. А о "профилактических" мерах можно говорить лишь в том случае, если ухудшится конъюнктура. И после этого все выглядит так, будто Россия восприняла этот маленький реверанс как карт-бланш для продолжения переговоров. Собственного стремления расплатиться по долгам не видно. В начале января Россия выплатила 10 млн долларов США, затем - еще 12,3 млн долларов США. Однако речь шла о выплате процентов, а не о погашении собственно долга.
Вчера заместитель министра финансов Сергей Колотухин заявил, что правительство рассчитывает на поддержку Думы. Он отклонил возможность получения кредита у Центрального банка России, хотя валютные резервы выросли в прошлом году до 30 млрд долларов США. Колотухин подсчитал, что деньги у Центрального банка можно взять лишь на небольшой срок, а это вышло бы, с учетом процентной ставки Парижского клуба, дороже.
Переговоры отложены
Советник Президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов придерживается, напротив, точки зрения, что России было бы к лицу отвечать по своим обязательствам. Хотя бы для того, чтобы не ставить под угрозу рейтинг страны. Важнее, однако, то, чтобы Россия благоразумно использовала высокие доходы, получаемые от экспорта нефти. Центральный банк покупает нефтедоллары и пускает в оборот большую рублевую массу. Это грозит инфляцией. Поскольку Россия живет прежде всего за счет экспорта своих сырьевых ресурсов, а реформирование экономики идет ни шатко ни валко, правительство может решить проблему долгов лишь в дальней перспективе.
Переговоры с Парижским клубом теперь перенесены на начало следующего месяца. 5 февраля в Москву прибудет делегация МВФ с целью выработки единой с правительством России позиции относительно новой программы реформ. В решении долговой проблемы Илларионов видит для своей страны три возможных варианта: списание долгов, их реструктуризация или выплата. Однако вместо того, чтобы платить, в правительстве России подсчитывают, что оно сделать не в состоянии. Это, разумеется, не мешает ему одновременно добиваться места в международных организациях, таких, как "семерка" или Всемирная торговая организация.
Перевод: Владимир Синица