Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"The Wall Street Journal" (США): Помочь России уйти из Чечни

"The Wall Street Journal" (США): Помочь Росси уйти из Чечни

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Конфликт в Чечне стоит на одном из первых мест в перечне самых неотложных задач внешней политики США.

Томас Грэхэм, ассоциированный старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир, в 1994-1997 годах главный политический аналитик в посольстве США в Москве.

Хотим мы этого или нет, когда на следующей неделе администрация Буша-младшего придет к власти, конфликт в Чечне будет стоять на одном из первых мест в перечне самых неотложных задач внешней политики США. Этот конфликт постепенно исчезает из поля зрения Запада с весны прошлого года, когда завершилась самая жестокая фаза военной операции Москвы. Однако в последние недели Москва вновь обвиняет Грузию в укрывательстве чеченских повстанцев и усилила давление на нее, временно прекратив подачу энергетических ресурсов.

Безусловно, Москва в какой-то мере использует проблему Чечни, чтобы вернуть Грузию в сферу российского влияния. Но давление на Грузию отражает также и реальную озабоченность Москвы в связи с тем, что война в Чечне подрывает позиции России на Кавказе, увеличивая вероятность разрастания конфликта.

Общественное мнение России постепенно склоняется к осуждению этой войны. Сегодня войну поддерживает менее половины населения по сравнению почти с двумя третями населения год назад. Согласно недавнему опросу общественного мнения около 80% россиян обеспокоены тем, что Президент Путин не способен разрешить чеченский конфликт. Усилия московских властей "чеченизировать" конфликт - то есть повысить роль лояльных Москве чеченских лидеров в восстановлении правопорядка в Чечне - заставляют предположить, что г-н Путин стремится, не теряя лица, вытащить российские войска из кровопролитной партизанской войны. Эту же цель преследовали и недавние неофициальные переговоры между президентом Чеченской республики Асланом Масхадовым и либеральными депутатами Государственной думы РФ.

Любые усилия по достижению мира в Чечне должны начинаться с признания того факта, что перед Москвой стоит серьезная чеченская проблема. Этого не понимает большинство западных обозревателей, сообщения которых по Чечне по понятным причинам имеют тенденцию фокусироваться на жестокой военной операции Москвы.

Сползание к анархии

После окончания в 1996 году первой чеченской войны Чечня быстро скатилась к почти полной анархии. Разумеется, Москва стремилась дестабилизировать внутреннюю обстановку в Чечне, но по большому счету главными виновниками хаоса являются чеченские политические и военные руководители.

Чеченские полевые командиры взяли под свой контроль небольшие районы территории страны и тем самым лишили власти г-на Масхадова, хотя он был законно избран населением республики в середине 1990-х годов, после окончания первой чеченской войны.

К моменту, когда осенью 1999 года Москва начала свою военную интервенцию, г-н Масхадов уже не контролировал обстановку в Чечне. Похищение людей стало развивающейся индустрией. Было похищено свыше тысячи чеченцев, русских и граждан стран Запада. Многих из них подвергли пыткам и изувечили. В Чечне появились силы, которые заинтересованы не просто в создании независимого государства, но в дестабилизации обстановки на прилегающих российских территориях, особенно в Дагестане.

Не приходится удивляться, что Москва чувствовала, что ей нужно решать эту проблему. Любая страна в аналогичной ситуации чувствовала бы то же самое. Но реакция Москвы - ее военная операция - оказалась глубоко диспропорциональной реальной угрозе. Более того, война является контрпродуктивной с точки зрения собственных стратегических интересов России.

Разорение Чечни приведет лишь к тому, что она станет рассадником будущих антироссийских повстанцев. Убийство мусульман-чеченцев способствует еще большему отчуждению от федеральных властей мусульманского населения России, составляющего 10%. Эти мусульмане проживают в ключевых стратегических регионах, включая Урал, где они могут перекрыть коммуникации между европейской Россией и Сибирью. Крупные волнения в этих регионах (в отличие от Чечни) имели бы тяжкие последствия для территориальной целостности России.

В то же время конфликт оказывает разлагающее влияние на российских военных. Поскольку понятие победы не конкретизировано, а потери продолжают расти, проходящие службу в Чечне российские солдаты все более деморализуются. Такое положение дел играет на руку чеченским повстанцам, которые и по сей день приобретают значительную часть оружия у российских источников, в том числе у дислоцированных в Чечне солдат, хотя и на поступающие из-за рубежа деньги.

Кроме того, имеются достоверные сообщения о том, что старшие командиры Вооруженных сил РФ используют войну для личного обогащения, продавая металлолом (с уничтоженных предприятий) и нефть. Говорят, что офицеры наживаются также на "боевых" надбавках к денежному содержанию своих солдат, завышая в отчетах количество суток, в течение которых их подразделения участвовали в боевых операциях, а солдатам выдавая лишь реально причитающуюся им часть "боевых" денег и кладя в свой карман разницу.

Среди российских солдат широко распространено мародерство и насилие по отношению к гражданскому населению, включая изнасилования и казни без суда и следствия. Что всего важнее, чеченская война отвлекает и без того скудные ресурсы из более насущных для выживания России программ. По некоторым оценкам, она обходится почти в 100 млн долл. США ежемесячно. Возможно, эта сумма не покажется вам очень большой, пока вы не поймете, что годовой бюджет правительства Российской Федерации эквивалентен всего 30-35 млрд долл. США.

Поскольку Запад заинтересован в стабильности на Кавказе и не хочет дальнейшего ослабления России, мы должны быть готовы помочь Москве уйти из Чечни. Что мы должны сделать? Новая администрация Буша-младшего могла бы начать с твердого заявления об американской поддержке независимости Грузии, включая укрепление связей между американскими и грузинскими военными. В то же время она могла бы внести крупный вклад в дело грузинской независимости и стабильности на всем Кавказе, помогая установить мир в Чечне.

Фактически Запад в целом должен предложить план мирного урегулирования для Чечни, который включал бы четыре основополагающих элемента:

- Соглашение о прекращении огня. Для того чтобы это произошло, Москве следует иметь дело с г-ном Масхадовым, законно избранным президентом Чеченской республики и, пожалуй, самым рациональным из всех чеченских полевых командиров, воюющих сегодня против России. Хотя он и далек от того, чтобы контролировать обстановку на всей территории Чечни, значительное число боевиков остается ему верным.

- Перенос окончательного решения по статусу Чечни на 5-10 лет. Чеченской стороне следует осознать, что требование немедленной независимости просто не может восприниматься Москвой как основа для начала переговоров. Более того, нужно время, чтобы подготовить Чечню к независимости - перестроить ее инфраструктуру и экономику, - если этого пожелают граждане Чечни.

- Доступ в лагеря для беженцев. Международные благотворительные организации должны иметь беспрепятственный доступ в лагеря для беженцев, чтобы помочь избежать грозящей гуманитарной катастрофы.

- Выборы нового чеченского президента. Как только вступит в силу соглашение о прекращении огня, должна быть назначена дата выборов нового президента Республики Чечня. Выборы крайне важны для легитимизации нового режима в глазах чеченцев, россиян и граждан стран Запада.

Сомневающиеся могут возразить, что как раз эти элементы были заложены в основу соглашения, которое позволило прекратить первую чеченскую войну четыре года назад, но не сумело обеспечить длительного мира в стране. Так что же еще нужно? Нужны целенаправленные усилия по умиротворению и воссозданию Чечни, которых не наблюдается в последнее время.

Закрытие прибежищ

В этом деле Запад может помочь по двум направлениям. Первое, он может оказать российской и чеченской сторонам содействие в достижении соглашения о прекращении огня и в мирном разоружении остающихся формирований повстанцев-экстремистов. При этом следует исходить из того, что внутри Чечни разоружением будут руководить чеченские правоохранительные органы, Россия возьмет на себя полицейские функции в прилегающих к Чечне российских регионах, а Запад будет договариваться с Грузией и Азербайджаном о перекрытии транспортных маршрутов и закрытии, возможно, существующих на их территориях прибежищ для экстремистов.

Второе, Запад мог бы предложить значительную помощь в восстановлении Чечни. Как известно, у Москвы и Чеченской республики явно недостаточно ресурсов для того, чтобы решить эту задачу собственными силами. Потребовалось бы договориться о контроле, чтобы предотвратить нецелевое использование денежных средств и их перевод на банковские счета российских и чеченских операторов, как это бывало в прошлом.

Москва, по крайней мере публично, поначалу скорее всего отвергнет подобное предложение. Но нам нужно продолжать оказывать на нее давление с целью принятия нужного решения, используя политику кнута и пряника. Пряником должна стать наша готовность оказать активную материальную поддержку процессу мирного урегулирования кризиса, а кнутом - наш отказ разрешить России принимать полноправное участие в работе тех международных форумов, которые имеют целью продвижение демократических ценностей, включая, что важнее всего, встречи руководителей "восьмерки" промышленно развитых государств мира.

По мере того как продолжается эта война, Москва в конце концов созреет для того, чтобы согласиться на (предлагаемые Западом. - прим. пер.) условия, причем, пожалуй, скорее, чем ожидает большинство обозревателей.

Перевод: Виктор Федотов